Cherry Retard Cat
в сети: 5 марта 2020

Отзывы

Дети моря
6 / 05
Инструментальные опенинги нередкий гость в аниме. Музыкальные композиции без вокала (или с небольшой прелюдией) встречают зрителей Тригана, Ковбоя Бибопа и перезапуска Люпениады. Засилье треков с вокалом объясняется принципом восприятия музыки большинством, как репетативного сегмента, создающего нужную ассоциацию с произведением. Будь это аудиальная или аудиовизуальная форма искусства. «О, я это уже слышал» -- реплика зрителя, после которой он должен идентифицировать произведение как близкое себе, как «своё». Песня без припева, кульминационной части песни, обречена на забвение более скорое, чем обычные треки
youtube

Наиболее близкая мне интерпретация музыки звучит как «визуалиция чувств, способных преодолеть даже языковой барьер». Меланхолию смешанную с оптимизмом хита «Plastic Love Марии Такеучи смогли прочувствовать люди, не знающие японский язык. Достигается это не только аранжировкой, но и тем как исполнила песню поп-идол. Ощущения, которые нельзя или очень сложно перенести в словесную форму, принимают форму только игры на инструментах. Футуристы считали, что музыка должна состоять из звуков индустриальной эпохи: шум завода, клаксон, рёв мотора. Только ими, по мнению футуристов, можно отразить современную эпоху. Подход к отказу от слов для более точной передачи мироощущения виден в одном из моих любимых опенингов. Я возвращался к Китону не только из-за хороших историй в каждой серии или интересных персонажей, а из-за музыки в интро. Игра на флейта, волынке и остальных не известных мне инструментах создаёт феерическую ауру единения с природой, желание стать первооткрывателем неизвестных уголков мира, истоптать на своих двоих целый свет. Видеоряд только усиливает эти рвения.
youtube


Наше время. Бабушка хочет рассказать своему внуку о «Гигантских хищниках, живущих глубоко на дне океана», «призраках, легкой тенью мелькающих в воде» и «том что связывает море и вселенную». Временной скачок переносит нас в детство девочки Руки. Во время посещения местного океанариума, она замечает рыбу, которая у неё на глазах превращается в сгусток света. Этот инцидент с, как она думала, «призраком» не воспринимается всерьёз. Пока не встретила двух детей: Уми (имя означает «море») и Сору («Небо»), чьи тела больше предназначены для жизни в море, чем на суше. Живя в океанариуме, они выходят из него только в больницу (Брат Сору обладает слабым здоровьем) и для плаванья в открытом океане. Желая больше узнать о мальчиках, рука следует за ними в море, где наблюдает второго «призрака» -- рыбу, которая светится звёздами на своём теле и оставляет за собой след.

Пока Рука пытается узнать о природе Уми и Сору, в мире происходят природные катаклизмы: рыбы исчезают в океанариумах по всему миру, глубоководные виды выбрасываются на берег, массовая миграция дюгоней, морских млекопитающих, вырастивших Уми и Сору. Природа этих феноменов пока неизвестна, но ясно одно -- все эти события связаны и детям суждено оказаться в центре этой ситуации
Во главе истории стоят поэтичные рассуждения о месте человека в мире и его роли в космологии. Нет циничных и нигилистических заявлений о том, что вокруг людей не крутится вселенная и они не являются чем-то уникальным. Люди лишь один из узоров на общем гобелене жизни. Игараши, не выходя за рамки обычных тропов, преподносит сложные рассуждения простым языком, а иногда и без него. Предыстории второстепенных персонажей, песни китов, да даже любование Рукой морских красот сливается в унисон исследования места человека, как крупицы в универсуме.
Мастерство рассказчика Игараши великолепно сочетается с его изобразительными способностями. Диспропорциональность тел отсылает к традиции в «чиби»-стилистике через большие головы делать образ персонажа более приятным, милым и беззащитным. Для усиления эффекта длина рук и размер ладоней также увеличена. Дизайн людей выстроен так, чтобы казаться дутыми из хрусталя фигурами: хрупкими, маленькими и подчеркивающие окружающие вещи своей красотой. Крошечные люди подчёркивают гигантские размеры обитателей моря, обрамляют пространство биосферы, исследованной меньше космоса. Рисунок кажется наброском из-за обилия штриховки, но именно огромное количество маленьких линий образует совершенный пейзаж, который не сливается в единую кашу из чернил. Из штрихов складывается общий живописный образ картины. Художник не использует фотограмметрию или трейсинг. Все детали, фон, окружение сделаны вручную. Самая сильная сторона рисунка – развороты кинематографичного размаха. Задник, средний и передний план – каждый слой наполнен деталями, не перегружая страницу визуалом. Двойная страница с китами, выпрыгивающие из воды, или миграция огромного косяка рыбы – это всё является огромной комплексной фигурой, но которая не теряет в своей органичности и гармонии.
Дети моря это не артбук одного художника, рисунок лишь один из пластов, помогающий раскрыть идейно-нарративную часть манги. Начинает Игараши с того, что ставит под сомнение первенство человека в природе, аккуратно в середине всплывает диалог с претензией к людям, маскирующим свои субъективные мысли под объективные истины. Заканчивается это упоминанием теоремы о неполноте Гёделя. Эскалация происходит и с потусторонней и таинственной частью истории: сюжетная ветка Уми и Сору перетекает в странные происшествия в море, зарождение жизни и роль Земли во всём этом.
Пятый том практически не имеет текста. Уже упомянутая теорема о неполноте Гёделя – подготовка к тому, что ответы в финале серии будут за гранью слов и нашего понимания. Возможно даже к лучшему, если до конца покров тайны не будет снят читателем. Попытка уследить за рассуждениями о метафизике может погубить главное, что я отметил для себя в этой манге. Погружение в мизансцены вне рассматривания разворотов. Пример: главная героиня Рука едет на велосипеде к себе домой, но попадает под дождь. Резкий порыв ветра, смена температуры воздуха и, наконец, капли дождя. Это ощущается на собственной шкуре и за это мангу стоит полюбить
Кавардак
3 / 00
Манга комплиментарная с In clothes called fat. Истории героинь обозревают с разных точек зрения одну тему – как личность, характер и самооценка девушки является лишь надстройкой соответствия внешности общественным стандартам. Конфликт в Helter skelter масштабнее и более системный, а структура сюжета имеет приятную особенность, в то время как концовка... эзотерическая.

История вертится вокруг девушки Лилико – топ модели и хирургического Франкенштейна, всё в ней, кроме волос, глаз и гениталий, продукт пластических операций, из-за них она слаба, как физически, так и ментально.
Helter skelter удивительным образом ощущается двумя форматами: биографией одной из миллиона женщин, пытающихся сковать красотой свою судьбу и городской легендой. Может быть действительно история основана на реальных событиях, но информационный шум заглушил её. По крайней мере сюжет о девушке, поставленной перед жестоким фактом коррозии её кожи и скорого превращения в монстра звучит реалистично. Организм работающий на износ, наркотики, ненадолго заглушающие боль, давление со стороны менеджера – хоть бери на сценарий для байопика про реальную звезду.
Словосочетание «helter skelter» не имеет точно перевода: суматоха, неразбериха, хаос, но на одной из последних страниц написано название трека Битлз – Helter Skelter. В композиции оборот несёт в себе значение «спиральная горка». Это отсылает к жизни Лилико, её нестабильному психическому состоянию, шаткой карьеры и личности. Манга не просто рассказанная история, а срез общества и индустрии. Упомянутая в начале деталь в структуре – закольцованность. С первой страницы произведение даёт понять про что оно, люди обсуждают свою внешность и желание изменить её. Основной сюжет заканчивается этим же.


Эта манга одно из тех произведений, идеи которых можно поместить в любой временной контекст и оно не будет терять релевантности
Хранители Лувра
2 / 00
Только после этой работы узнал о смерти её автора, Джиро Танигучи. Похожие эмоции у меня были, когда на середине "Паранойи" я узнал, что Сатоши Кон отошёл в мир иной и новых работ этого гениального режиссера больше не будет. На самом деле я просто забиваю пространство, потому что про мангу говорить хочется, но не понятно какие аспекты затрагивать. У мангаки талант делать истории без раскрытия и развития персонажей, без каких-либо телодвижений сюжета, но которые вызывают восторженный отклик в глубине души. После прочтения Лувр ощущается по-настоящему главным музеем мира, понимаешь почему сотни и тысячи туристов каждый день посещают это достояние культуры прошлого. История картин и их творцов, судьба экспонатов и самого музея во времена нацисткой оккупации (по-моему самая интересная часть) создают прочную связь и делают чтение равнозначным неторопливой прогулке по одному из главных культурных достояний Франции. Идеально дополняет это полностью покрашенный рисунок, детально иллюстрирующий все мельчайшие детали архитектуры, картин и пейзажей. Однозначно стоящая книга-торжество искусства и жизни

868x9611080x740 351x424
Уровень Е
8 / 10
У Тогаши крупные проблемы с ритмом и работой с текстовой основой. Объясняясь практичным языком, автор графомани: огромные монологии, панели в которых кроме реплики только простенький овальный градиент либо сплошная заливка и развороты, состоящие только из текста. Причем текст этот важен, он разъясняет нюансы и тонкости, которые не понять самому понять, но он полностью отключает шанс войти в темп произведения и вариант прочесть всё за раз, когда как сама история про вояж инопланетян на планету Земля более чем интересная. Рисунок порой удивляет детализированностью фона и лиц персонажей, а временами уходит в полную недорисованность. Действия, которые умелые мастера, вроде Катсухиро Отомо, помещают в один фрейм, в Level E разделяется на несколько. В общем, предтеча Хантер х Хантера: тривиальные концепты с неожиданными способами перевернуть их вверх тормашками и разрушить ожидание читателя. Если не разбиться об гору писанины, то можно получить хорошую комедию про dragon quest и игру в Бога одним принцем пришельцев
Мальчишки двадцатого века
7 / 00
Порой события, унесшие миллионы жизней, могут быть незначительны по сравнению с включением классического рока семидесятых на школьной акустической системе. Какое событие масштабнее? Высадка на Луну или разрушение детского шалаша? Может ли кража значка из магазина изменить мир сильнее, чем международная выставка в Осаке? Приведёт ли к концу мира проверка на храбрость в охотничьем домике? Новый день построен на пепелище вчерашнего и нашим героям предстоит это узнать на собственном примере.


Компания детей главе с Эндо Кендзи, ещё не вышла из того периода, где каждый день это дистиллированное путешествие без конца и края. Детское воображение на пределе своих возможностей: ребёнок с широкими скулами становится главным злодеем в игре, где надо противостоять империи лягушек, журнал с голыми женщинами становится сокровенным открытием, а шалаш из веток и травы превращается в видимую только для участников игры секретную базу. Детский пытливый ум решает выдумать и записать в книгу угрозу, которую они смогут побороть и спасти тем самым спасти мир, но они и подумать не могли, что спустя двадцать пять лет их игра станет катализатором возникновения безымянной религии, стремящейся захватить мир, и Детям предстоит спасать мир уже по-настоящему.


Точка отправки сюжета берётся от высадки на Луну, а заканчивается в две тысячи восемнадцатым годом. Время действия то и дело будет прыгать от одного периода к другому, пополняя и раскрывая наверное самый обширный список персонажей в работах Урасавы. Если в Монстре, прошлой работе Мангаки, поиск в детстве ответов на вопросы настоящего подавался через воспоминания и детективную часть, в мальчишках это полновесный сюжетный инструмент, используем постоянно, не только как флешбеки, но и через реконструкции детства персонажей в виртуальной реальности.


Урасава проделал огромную работу, чтобы персонажи и сюжетные линии не смешивались и тем более не выветривались из головы, это в разы сложнее, когда флаг главного героя передаётся от Кендо Оттё, от Оттё Маруо, Маруо Кероёну, от Кероён Канне, а Канна передаёт позиция главного персонажа Лучио. Множество персонажей с их собственной мотивацией и каждый из которых воспринимается отдельной личностью. Манга остросюжетная, как в своих поворотах, так и в мелких деталях, сыгравших свою роль намного позже. Главного антагониста предоставляют почти в самом начале, его выделяют, активно показывают, подсказкой для поклонников творчества ему сделали дизайн схожий с персонажем из другой работы автора, но ты, даже несмотря на это, всё равно не можешь представить, какое событие произойдёт в следующей главе.





Прогрессия коснулась не только сценарное мастерство Урасавы, но и визуальное. Помимо вышеупомянутого редизайна одного персонажа с учётом азиатской физиономии, великолепная работа проведена с дизайном остальных персонажей, присутствующих в нескольких временах промежутках. Мы видим их детьми, подростками, взрослыми, стариками, но главное они узнаваемы, видно какой жизненный путь они прошли, и какое положение занимают сейчас. Авторский стиль Урасавы неповторим, несказать чтобы они детализированный, но способен мелкими штрихами передать настроение в изменившейся ситуации, вкупе с эталонным разбиением на панели, которому могут завидовать западные менйстримовые комиксы. Диалоги, важная часть нарративной подачи информации, являются частью панельной игры, устоявшаяся структура деления на два маленьких и один большой фрейм идеально подходит как под ситуации, полностью построенные на диалогах, так и на моменты, частично совмещённые с каким-нибудь действием, она идеально справляется с тремя функциями: поддержать ритм, правильно распределить информацию по странице, не выбрасывать отдельные моменты из языка гаттеров и панелей.







Последний двадцать второй том этого долгоиграющего сериала очень спонтанный и сумбурный, хотя и связывает множество сюжетных нитей в единое полотно и отвечает на оттягивающие ум вопросы, но в нём видна некоторая психологическая усталость. Темп в последних томах невероятно быстрый, из-за этого многие вопросы остаются подвешенными, а сюжетные ветки не оконченными. С этим не идеально, но хоть как-то справляется двухтомный эпилог с расширенным форматом глав. Задумка немного странная и выходящая за рамки классической структуры произведений, ответы на нераскрытые вопросы уже после главного кульминационного момента манги и со своим собственным пиковым моментом. Но это не отменяет удовлетворения от самого факта их получения. Отличная награда для верных читателей с одной из самых лучших концовок, которые можно придумать.


Тут должен был быть анализ ключевых тем, но вышло собрание вольных мыслей. Со спойлерами
В ключевых работах Урасавы я стараюсь подметить главные тезисы и закладываемые концепции, споры, риторические вопросы, но в «Мальчишках двадцатого века» этого намешано настолько, что ни одна из тем столь явно не доминирует, легче просто прикрепить флешбеки Канно про их диалог с Кендзи перед кануном кровавого нового года, где предостаточно интересностей, что можно заплатить себе в блог или паблик. Очевидно, что центральной темой является взросление, ответственности и детских играх, которые не могут прекратиться уже в взрослой жизни. Поэтому тайм-лайн такой вычурный, с перемещением из одного времени в другое. Изменение Кендзи с возрастом хороший пример этому. Смирившийся в конце прошлого века со своей судьбой Кендзи это совсем другой Кендзи, что мы видим в восьмидесятых. Примечателен один персонаж имя которого неизвестно и он сам его давно забыл. В базе данных он числится, как убийца. Считает себя главным злодеем, на что главный герой отвечает ему, что героем быть так-то проще. Интересно с каких позиций подступать к анализу этого диалога, можно подойти как к драматургическому метакомментарию, этическому воззванию или обращению к читателю. Первый вариант интереснее, так как затрагивает самого Урасаву и его требование к мотивации антагонистов. Кендзи спасает мир не столько ради исполнения мечты детства, но потому что так надо, внутренний этикет и склад ума Дартаньяна (это условное обобщение, у мальчишек Японии наверное вместо Дартаньяна в голове Ультрамен какой-нибудь) не дают поступить иначе в опасной ситуации. Героям не нужна скрупулёзно прописанная мотивация, добро не требует от тебя тяжёлого детства или предательства, чего не скажешь о антагонистах (особенно Урасавовских), обязательно переступающих мораль, на что нужна весомая причина. Не только все вокруг Кендзи вертится, история группы мангак хорошо иллюстрирует как в основном работает цензура, с какими трудностями сталкиваются творческие люди при поиске вдохновения и пути самореализации. Не секрет, что Урасава поклонник Осамы Тэдзуки. В дань уважению к своему в неком роде «учителю» матушке Канны дали такое же имя, что и доктору Кирико из манги Black Jack. Оригинал считал, что эвтаназия это акт милосердия, а мать Канны ставит на кон своё здоровье, для разработки вакцины, так она хочет искупить вину перед жертвами и их близкими, погибшими от вируса. Во вступлении уже упоминал, но сквозным лейтмотивом наряду с остальными проблемами является невозможность оценить значимость и масштаб ситуации на момент, когда она происходит, поэтому концовка с извинением одного мальчика перед другим читается как совершенная концовка. Намного легче прочесть оригинал, чем перечислять поднимаемые темы, тем более это будет восприниматься лучше без отрыва от общей канвы повествования