Elix
онлайн 22 февр. 2024

Отзывы

Макросс
от
0 / 20
Публикую здесь свой комментарий, который когда-то писал на w-a, с некоторыми исправлениями. Я и до сих пор считаю, что это одно из величайших аниме, и со временем моя уверенность в этом только крепнет.
_________________

Когда я был в первом классе, была у меня кассета с этим Макроссом (на самом деле, это был Роботек — "локализованная" версия для США). 11 серий. Я помню, какое сильное впечатление на меня оказал этот "мультик", и спустя 12 лет отдельные кадры ещё оставались в моей памяти. Поэтому, будучи анимешником и посмотрев уже немало всего, я решил досмотреть эту вещь. Благо, как оказалось, Макросс всем хорошо известен, считается классикой и за что-то многими уважается. Так пожалел ли я, что скачал его? Ни одним из 12 гигабайтов (скачанных во время медленного интернета)!

Есть мнение, что Аниме-индустрия постоянно развивается, и выпущенные Аниме становятся лучше, совершеннее из года в год. В общем-то, так и есть, в определённом смысле. Лучше стала графика, профессиональнее стали сейю (актёры озвучивания), сюжеты стали навороченнее, а персонажи пафоснее. Поэтому что можно было ожидать от Аниме 1982 года? С одной стороны, испытываешь некоторое пренебрежение, смотреть начинаешь с долей снисходительности; с другой — уважение к "классике". Мне можно было бы призвать анимешную общественность взглянуть на SDF Macross глазами современника из 1982 года, почувствовать, насколько он тогда был велик. Но этого сделать невозможно! Невозможно посмотреть на Макросс глазами тех лет, так как невозможно отбросить всё то, что ты видел. На это Аниме, как и на всё впервые увиденное, возможно смотреть глазами только из настоящего. И что же видят эти глаза?

Конечно же, первым делом в глаза бросается графика. Современный зритель может сказать, что она корявая и устаревшая. Да, так и есть. Стиль анимации того времени и ограниченный бюджет оставляет свой отпечаток. Многочисленные ошибки и "глюки" в рисовке, местами кривые и смешные до слёз (горя Т_Т) рожи персонажей. Но! Если посмотреть на это аниме без предвзятости, то начинаешь испытывать глубокое уважение к аниматорам, т.к. в то время всё рисовалось вручную. А позже начинаешь проникаться и сами стилем. Вся техника, спецэффекты нарисованы превосходно, и по количеству деталей Макросс превосходит многие современные творения. Начинаешь замечать, насколько хорошо переданы эмоции персонажей благодаря только одной анимации, без использования привычных гэгов и приёмов (деморф, капельки). Я знаю много людей, которые к концу просмотра начинают ценить этот стиль превыше всех остальных.

Второе, на что обращаешь внимание — это голоса персонажей, то есть сейю. Сразу же замечаешь разницу с современными аниме, где озвучка более эмоциональна и драматична. Поначалу действительно трудно воспринимать довольно-таки будничные интонации, когда привык к пафосу современного аниме.

Но (о, чудо!) к 10-11 серии забываешь про блеклые голоса персонажей, равно как и про корявую графику, и на первое место выходит внутренний мир Макросса. И только он начинает иметь значение на протяжении оставшихся 26 серий.

В мире SDF Macross мы переносимся в мнимое будущее (по сериалу 1999 год; забавно, что для нас это уже прошлое), но оказываемся в 1982 году. Мода тех лет, причёски, игровые автоматы и даже бытовая техника 82 года! Это не должно раздражать, если не заострять на этом внимание. Я бы даже сказал, что в этом есть своеобразный шарм! Вы ещё насмотритесь киберпанка, невероятных технологий и рассказов про ультрасовременное общество. Но такого вы не увидите больше нигде. В этом уникальность Макросса, это взгляд на будущее из 1982 года.

SDF Macross можно разделить на две неравные части. Первая часть заканчивается на 27 серии. Это кульминация и развязка одновременно. Остальные восемь серий я рекомендую воспринимать, как бонусные серии, как второй мини-сезон. Как дополнительную историю о взаимоотношенях главных героев. Потому что уж очень они контрастируют по накалу и атмосфере. Небезызвестный Владимир Шуклин пишет, что эти 8 серий портят весь сериал. Но, может, он просто не любит романтику и повседневность? :)

Я посмотрел 36 серий за 2 дня. Нечасто такое у меня случалось. Затягивает и цепляет до глубины души. Как я уже говорил, на старую обёртку перестаёшь обращать внимание. Постепенно разворачивается невероятное эпическое полотно. Стиль повествования очень строг и серьёзен. Комедии почти нет, равно как нет и особого пафоса и душевных сотрясаний, таких как в SaiKano или Elfen Lied. И тем не менее, то, как в сериале показана смерть заставляет нервно сглатывать и чувствовать ком в горле. От выражения лиц персонажей, на глазах которых гибнут боевые товарищи, непроизвольно у самого раскрываются глаза и рот. Это очень реалистично, без прикрас и пафоса, без налёта романтизма. Драматизм сериала же чувствуешь не сразу. Поначалу всё происходящее на экране воспринимаешь достаточно отстранённо. Но есть что-то, что заставляет вспоминать увиденное и содрогаться. Это трудно объяснить. Женский закадровай голос в начале и конце эпизодов; гениальные названия серий; огромный охват событий по месту и по времени. Всё это вносит свой вклад.

Герои и их взаимоотношения раскрываются не спеша. Почти в каждой серии персонаж раскрывается по-новому. Постепенно каждый обретает свой характер и становиться таким дорогим и близким, и со временем ловишь себя на мысли, что ты уже начинаешь думать о них не как об обычных героях аниме. В Макроссе есть романтическая линия, и хотя аниме нельзя позиционировать как стандартную романтику, её воплощение затмит 99% современных так называемых "романтических" аниме. Этой вещи присуща та чистота и искренность, которую со временем аниме-индустрия начала утрачивать.

О чём ещё можно сказать? Музыка. Музыка! Музыка в сериале сама является действующим лицом. Главная героиня сериала - Линн Минмей, молодая начинающая поп-певица. С выходом Макросса её образ послужил фундаментом для концепции "идолов", молодых исполнителей под прицелом камер, которых знает вся страна. В этом Макросс сделал огромный вклад в развитие поп-сцены в Японии, на которой в те времена господствовали непопулярные среди молодёжи национальные мелодии. Может, именно благодаря Макроссу сегодня мы имеем такое представление об "анимешной" музыке, звучащей в оупенингах и эндингах чаще всего. Песни Линн Минмей в своё время слушала вся страна, они занимали верхние строчки хит-парадов. Потому что они хороши. Песни и саунтрек в Макроссе просто идеально вписываются в эту жестокую историю про будущее, происходящую в 1982 году.

Правдоподобные характеры персонажей, искренность их отношений и вера в правдоподобность происходящего, которая складывается постепенно на протяжении всего сериала: только некоторые из причин, почему можно рекомендовать SDF Macross к просмотру. Не потому, что это классика. Потому, что даже спустя более двадцати лет он способен оказать такое воздействие; потому, что это история, это 1982 год, и в контексте будущего он чувствуется лучше, чем в настоящем.