Изображение эпохи Тайсё в аниме «Клинок рассекающий демонов», часть первая.

Пазу
31
Действие сериала Kimetsu no YaibaКлинок, рассекающий демонов разворачивается в период Тайсё (1912-1926), и большая часть мизансцен произведения связана с культурными обстоятельствами того исторического периода.
Тайсё («великая праведность» — девиз правления) — короткий период (1912-1926) между годами Мэйдзи, когда Япония открылась миру, и первыми годами периода Сёва (1926-1989) с его динамичным ростом населения и индустрии и мрачными военными годами, за которыми последовал период интенсивной реконструкции. Новый император был болезненным человеком, что привело к переходу политической власти от гэнро к парламенту и демократическим партиям. Таким образом, кроме известных исторических событий: Первой мировой войны, интервенции на Дальний восток Российской империи и изменения политической карты мира в начале 20-ых годов, для Японии этот период запомнился «демократией Тайсё» — периодом небывалой вольности политических партий, радикалов и тайных обществ. Именно в этот период завершается модернизация страны, начатая в прошлую эпоху: Япония из закрытой аграрной страны становится индустриальным государством.
Первой особенностью нового времени, показанной в аниме, становится общенациональная электрификация. Общее устройство маленьких городков и деревень напоминает период Эдо — тот же архитектурный стиль, те же традиции, размер средней японской семьи и разделение обязанностей в ней, ремесленные мастерские и очаг прямо в доме, но свет появился даже в самых глухих городках.
1920x10801920x1356
Ночная прогулка Тандзиро в 7 эпизоде по ярко освещённому району Токио Асакуса подчёркивает головокружительное сочетание традиционной японской и современной западной культуры, которое было характерно для японских городов эпохи Тайсё. Многолюдные улицы заполнены людьми всех возрастов, одетыми в самые разнообразные одежды, от кимоно и пальто хаори до западных костюмов и платьев. Пальто и шляпы стали неотъемлемой частью мужского гардероба, а женщин прогрессивных взглядов было сложно представить без европейского макияжа, платья, пальто по европейской моде и стильной шляпки. Стиль ношения кимоно также изменился, а яркость и разнообразия его цветов заметно расширилось с улучшением ткацких станков.
1920x10801920x10801920x1080
Краткая хар-ка моды Тайсё
В годы Мэйдзи (1868-1912) западные стили одежды были приняты японской элитой и некоторыми администрациями, но большинство женщин продолжали носить кимоно. В 1862 году женам аристократии и фрейлинам было разрешено носить одежду своего времени, а в 1886 году западная мода получила толчок, когда императрица Харуко появилась в европейской одежде. Таким образом, она побудит японских женщин перенять западные стили, используя при этом японские материалы.
Затем шелковое кимоно стало доступно женщинам всех социальных слоев впервые со времен периода Хэйан. Конкуренция между розничными торговцами одеждой была жесткой в Японии эпохи Мэйдзи. В то время как высшие классы покупали импортную и дорогую западную одежду, формирующийся средний класс требовал недорогих шелковых кимоно в новейших дизайнах, вдохновленных Западом. Индустрия кимоно откликнулась на этот спрос, предложив доступные и элегантные шелковые кимоно, которые можно было носить в повседневной жизни.
Мода на кимоно периода Мэйдзи была гибридной: женщины (как и мужчины) смешивали с кимоно западные предметы, такие как пальто, шляпы и кожаные туфли. Поступая таким образом, они удовлетворяли как свои материальные потребности, так и демонстрировали свои попытки модернизироваться.
В поздние годы Мэйдзи кимоно, украшенные традиционными декоративными узорами, которые покрывали всю поверхность или концентрировались вокруг подола, носили в основном для официальных мероприятий или свадеб. Постепенно дизайнеры начали использовать западные мотивы в модных кимоно, которые носили для шикарных и нарядных случаев. Эти кимоно были в моде и вскоре были приняты женщинами всех социальных слоев. Стиль модерн с изящными изгибами, извилистыми линиями и цветочными узорами мгновенно привлек внимание японских дизайнеров и потребителей, которые применили этот оригинальный стиль во многих областях (мебель, графический дизайн, ткани и кимоно). Сдержанность линий ар-деко придет ему на смену с таким же энтузиазмом.
Хотя основная структура кимоно оставалась неизменной на протяжении всей истории, именно узоры, нанесенные на его поверхность, служили индикаторами (пол, возраст, социальный класс, сельская местность, город и т. Д.).
1024x7501131x791
В этом плане в Клинке характерно одеяние Тамаё: чёрное кимоно с контрастным изображением ярких цветов.
1920x1080956x1384757x1000671x1000
Помимо субъективных определений милого, крутого, красивого, утонченного и всех остальных эстетически приятных прилагательных, японские горожане носили западную одежду, потому что это придавало им современный вид. Слово «Современный» (modern) имело социально-либеральные коннотации в случае современных японских мальчика и девочки (мого и мога). Именно в это время появился новый тип — мобо (モボ и мога (モガ — сокращение с кальки с английского языка: «modern boy» и «modern girl», соответственно. По сути дела, это была современная субкультура, мало отличавшаяся от западных флэпперов. Причудливая западная одежда, круглые очки в стиле Гарольда Ллойда, мешковатые брюки, яркие краски в одежде — такими были молодые люди. Девушки (по словам Дзюнъитиро Танидзаки) избавлялись от своих «бесформенных, непотребных кимоно», предпочитая им западную одежду, которая «акцентировала каждый изгиб и выпуклость, так что [их] тела являли собой пример потрясающих форм и живых линий». Молодые люди нередко носили длинные волосы, а вот девушки-мога — наоборот, короткие стрижки. Считали они, что так отбрасывают устаревшие понятия о сексуальности и гендерном самоопределении. Одетые в костюмы и платья западных дизайнеров, мога были особенно известны своей финансовой независимостью, привычками тратить деньги, амбициями и сексуальной свободой – всеми чертами, которые осуждались их социально консервативными (и часто мужскими) сверстниками за то, что они были пятном на их японском наследии.
Таким образом, в эту эпоху Япония успешно адаптировала западную моду под себя и создала свой неповторимый стиль, совмещающий в себе традиционное кимоно, нередко с яркими и большими узорами, которые ранее не использовались, и шляпы, перчатки, чулки, туфли на высоких каблуках и сапожки.
Следует отметить и реальность, отличную от реальности «модных» горожан и элиты: реальность бедных крестьянских женщин, горничных, угнетенных рабочих на модернизированных фабриках. Халаты и жилеты были одеждой простых линий, похожей на кимоно. Но и мужчины, и женщины также изображают брюки, облегчающие движение.
663x7801000x1000
И мы не должны забывать, что в 1920-х годах из-за крайней нищеты в сельской местности многие женщины были вынуждены переехать в большие города, чтобы обеспечивать свою семью.
Вкусы и предпочтения в одежде в годы Тайсе оказали глубокое влияние на моду первых десятилетий следующего периода (1926-1989). Традиционные узоры, которые были очень популярны в поздние годы Эдо и сохранялись в период Мэйдзи, практически исчезли. Кимоно традиционной композиции (узоры, покрывающие всё кимоно или только нижний край) были сохранены и в Тайсё. Однако сами узоры становились всё более "современными", соответствующими эпохе модерна.
В начале сцены в Токио нам показывают основные достопримечательности Асакуса того времени — сад и башню Рёнкаку, которая даёт очень интересное временное ограничение — действие аниме происходит до 1923 года, так как башня была разрушена и снесена именно тогда.
1920x10801200x760
Также квартал Каминаримон с трамвайными путями, которые некогда являлись одним из символов Токио, особенно маршрут вокруг императорского дворца, но были закрыты, кроме одного маршрута, из-за вытеснения автотранспортом после войны.
1920x1080640x378
Далее демонстрируется знаменитый перекрёсток Асакуса у театра и сохранившегося до нашего времени кинотеатра в самом шумном на тот момент «6 квартале Асакуса», на котором главный герой встречает антагониста произведения. Современные здания в западном стиле, расположенные вдоль улиц, с их ярко раскрашенными традиционными вывесками-баннерами были бы узнаваемы даже в сегодняшнем Токио.
1920x10801600x1015
Примечательна первая реакция деревенского парня Тандзиро, верного заветам старины глубокой, на всю эту пестроту и новшества городской жизни.
1920x1080
На мой взгляд, было бы куда лучше, если бы реакцию героя анимировали так же серьёзно, как и в короткометражке Ojiisan no LampДедушкина лампа.
Помимо западного влияния в аниме показано и старое китайское через одну, казалось бы, фансервисную деталь.
1920x10801920x1080
В период Мэйдзи распространилась китайская кухня, в том числе блюда из китайской лапши, и за пределами портового города появилось больше китайских магазинчиков. В 1906 г. увеличилось число иностранных студентов из Китая, и соответственно увеличилось количество популярных китайских ресторанов в окрестностях Канда, Ушигоме и Хонго. Первый в Японии ресторан, сочетавший в себе китайскую лапшичную кухню и японскую культуру питания (рамен), «Asakusa Rairaiken» появился в 1910 году именно в Асакусе. Ресторан сразу же стал очень популярным, что вызвало вызвало первый в Японии большой бум рамэна. В 1912 г. публикуется китайская кулинарная книга для дома, ставшая бестселлером.
Единственно, раменные киоски в Токио стали распространены после землетрясения 1 сентября 1923 г., так как рестораны показали себя не самой надёжной и перспективной бизнес-стратегией в условиях природных катаклизмов. Однако целая башня Рёнкаку говорит о том, что события происходят до популярности киосков рамена. Впрочем, приятно уже то, что сериал обращает внимание на такую важную для эпохи деталь быта.
Ещё одной тенденцией представленной в аниме эпохи был феминизм. В сериале представлены как минимум две женщины-врача — Синобу и TamayoТамаё.
1920x10801920x10801920x1080
В эпоху Тайсё больше девочек заканчивали не только начальную, но и старшую школу. Тут стоит сказать, что в 1920-е годы менее половины населения Японии едва ли получило хотя бы шестилетнее школьное образование, уж стоит промолчать про среднюю школу и университетские дипломы. Всего-то 1% мальчиков получал полное высшее образование, девочек — ещё меньше. Ещё под конец Мэйдзи появилось огромное количество рабочих. А вместе с ними — и «работающих девушек», желавших получить финансовую независимость. Но именно в эпоху Тайсё открывались новые возможности для работы: так, в 1923 году Бюро по трудоустройству зафиксировало обращения более чем 370 000 женщин, а в 1932 году число соискательниц выросло до 870 000. Наёмная работа, конечно, не была гарантией равноправия и даже достатка — ещё с эпохи Мэйдзи деревенские девушки нанимались работницами на фабрики, только чтобы суметь прокормить себя. Но теперь и городские женщины по собственной воле стремились получить работу. Женщины эпохи Тайсё заняли разнообразные ниши: они торговали в универмагах, работали в железнодорожных билетных кассах, были учительницами, телефонистками, машинистками, медсестрами, писательницами, журналистками, парикмахерами и др.
1683x1096
По мере того, как западное влияние распространялось за пределы городских центров Японии, эти новые идеи и технологии часто встречали сопротивление и нежелание отклоняться от традиционных культурных и религиозных практик. Дом семьи Камадо, белое кимоно и соломенные сапоги у членов семьи, а позже и сандалии гэта с раздвоенными носками таби у Тандзиро, показанные в начале сериала, являются ярким выражением традиционного японского образа жизни в сельских районах Японии эпохи Тайсё, что контрастируют с западными элементами в городских районах, которые протагонист посещает в дальнейшем.
1920x10801920x10801920x10801920x1080
После успешного вступления в Корпус Истребителей демонов, Тандзиро надевает форму организации, похожую на гакуран. При этом поверх неё протагонист, в отличие от других рядовых истребителей, носит традиционное хаори в зелено-черную клетку (цвета нетрадиционные, стиль Taishô-roman), являющееся наглядным напоминанием о его все еще сильной связи со своей семьёй.
1920x10801920x10801200x1200818x1000

О «гакуране»
В период Эдо (т.е. эпоху до периода Мэйдзи) единственный легальный контакт, который сегунат Токугава разрешал своим согражданам иметь с жителями Запада, был через голландских торговцев. Голландия (она же Нидерланды) была единственной западной державой, которая не проявляла интереса к соединению христианских миссий с регулярной торговлей, а Токугава не был заинтересован в том, чтобы мириться с новой религией, которую они не могли контролировать и которая могла поставить под угрозу их политическую власть в стране. Новая информация, технологии, мышление и обучение, которые возникли в результате этих торговых отношений с Голландией, стали известны как голландское обучение, или «рангаку» (蘭文). Разбивая слово «гакуран» на этимологию кандзи (学蘭), «гаку (学)» относится к японскому слову, обозначающему школу или студента, в то время как «ран (蘭)» относится к сокращенному японскому произношению Голландии. Затем изучение голландского языка также стало западным обучением. В конце концов, поскольку голландцы были единственным портом доступа японцев ко всему западному в течение более чем 200-летнего периода Эдо, «ранская» часть «рангаку» и «гакуран» была объединена со всем западным и стала ассоциироваться с ним. Таким образом, ко времени периода Мэйдзи японцам казалось естественным придумать название для этой японской школьной формы в западном стиле, основанной на «ран», а также «гаку».
Униформа способствует чувству социально-экономического равенства между людьми, которые ее носят, а также придает своим владельцам более сильное чувство принадлежности к учреждению через свою форму. Однако, почему чиновники Мэйдзи потребовали, чтобы школы специально приняли гакуран, особенно когда он сделан по западному образцу и для его изготовления требуется импортная шерсть, связано с их планами модернизации Японии. Чтобы догнать Запад по силе и влиянию, японские лидеры во время Мэйдзи хотели как способствовать чувству национального единства у будущих поколений, так и создать большую и дисциплинированную современную армию. Гакуран является результатом этих двух приоритетов.
Гакуран — продукт национализма и войны. Дизайн основан на Waffenrock — военной форме в прусском стиле. Пруссаки были известны тем, что имели одну из лучших армий XIX века в западноевропейской истории. Хотя бы в одном отношении японские мужчины, поступающие на службу (или подлежащие призыву) в армию, сочли бы ношение униформы в военном стиле знакомым. Гакуран был принят в качестве мужского дресс-кода для японских школ, начиная с эпохи Мэйдзи, дружественной военным, и вплоть до в основном пацифистского настоящего. Несмотря на то, что сегодняшний гакуран больше не служит целям, связанным с войной, он остается обычным элементом зимней формы для учащихся начальной и старшей школы мужского пола, хотя в настоящее время он борется за популярность на уровне среднего образования с рубашками и блейзерами в английском стиле.
Причём, в данной организации такую же форму носят и женские персонажи. Лишь у Kanao TsuyuriКанао Цуюри форма отличается наличием юбки и стильных белые сапожек, отсылающих к сапогам половецкой девушки из балета «Половецкие пляски» А. П. Бородина. Такие сапожки стали популярны после выступления русской балерины Тамары Карсавиной.
1920x1080294x715736x921
Столпы организации истребителей так и вовсе носят китель морских офицеров императорского флота, родственный гакурану. Полицейские, кстати, также одеты в похожий на морской чёрный китель с поясом и медными пуговицами.
1052x7901920x1080
И это не случайно. Милитаризм в эпоху Тайсё хоть и встречал общественную критику, но продолжал постепенно укрепляться. Организация охотников на демонов напоминает полувоенную организацию по структуре и внешнему виду. Число тайных обществ и общественных организаций в эпоху Тайсё возросло, особенно это казалось радикальных группировок националистов и социалистов.
Особенно интересен момент того, как сериал пытается «привязать» гакуран истребителей к эпохе, в которой происходит повествование, сравнивая форму Тандзиро с формой его наставника Урокодаки — истребителя демонов эпохи Эдо. В сериале представлен момент, когда один из демонов воспоминает ещё действующего Урокодаки в кимоно и маске тэнгу.
1920x10801920x1080
Ещё лучше это показано на примере сравнений Рэнгоку и его отца в первом эпизоде сериала-продолжения о переполохе в поезде.
1920x10801920x10801920x1080
Таким образом, Корпус истребительниц демонов идет в ногу со временем.
Учитывая, что Тандзиро, как предполагается, является прямым героем-протагонистом, который должен понравиться целевой аудитории сенена, с точки зрения мета-маркетинга имеет смысл одеть Тандзиро в то, что школьники носят довольно часто и, следовательно, могут лучше с ним себя идентифицировать. Тем не менее, такой концепт-дизайн может быть привлекательным для японских зрителей и с другой стороны. Юноша в гакуране является активным членом многовековой организации сверхъестественных воинов, которая ведёт непрекращающуюся войну против демонов ради блага всего народа. Тут тот же дух национальной гордости и теплота патриотизма, как и в мультиках о богатырях, одолевающих чудищ.
Ну и раз уж речь зашла об организации истребителей демонов, то сложно не заметить контраст этой организации как с демонами, так и с изображаемой эпохой. Глава организации и его дочери одеты в кимоно. Сам он живёт в традиционном японском особняке с садом, что выдаёт его принадлежность к старинной японской аристократии. Базы охотников и перевалочные пункты располагаются в деревнях, которые будто не коснулось время. Члены корпуса воюют катанами. А в качестве средств дальней коммуникации используют ворон Хайкью. Это всё равно что пользоваться голубиной почтой в век телеграфов (в Японии появились ещё в эпоху Мэйдзи). Хотя некоторые тайные военные общества консервативного толка действительно использовали воронов для передачи важнейших приказов.
1920x10801920x10801920x10801920x1080
В то же время главный антагонист одет по европейской моде. Его жена — модан гару. В 8 эпизоде Мудзан стоит рядом с одним из предметов роскоши — импортным автомобилем с личным водителем — ещё одной приметой новой эпохи. Причём, автомобиль не абы какой, а Ford Model T Center door Sedan (версия 1915 г). Т (Touring — туризм) обычно обозначала простой, эффективный в производстве и несложный в эксплуатации автомобиль, на который при желании мог накопить даже (американский и европейский) рабочий. Привычный сейчас закрытый кузов седан, рассчитанный на пять пассажиров, являлся большой редкостью в начале XX века. Генри Форд в 1914 году совершил революцию в этой области, предоставив возможность заказать комфортабельный закрытый кузов на два ряда сидений даже на доступную модель Т. Тем не менее, модификация Center door Sedan 1915 г. стоила почти в 2 раза дороже своих собратьев из того же модельного ряда (хотя и слегка дешевле собираемых вручную заказных моделей), а конечная цена этих автомобилей в Японии учитывала довольно высокую импортную пошлину (вплоть до 50%).
1920x10801920x1080807x605
Внешне получается противостояние двух олигархов разных времён. Только Мудзан на деле неприлично старше своих недругов, но идёт в ногу со временем. Вот что значит быть вечно молодым.
Впрочем, у Мудзана есть и иной образ, куда более традиционный: он предстаёт в образе замужней женщины.
Мудзан одет не в Фурисодэ (кимоно невесты), а, скорее, в Томесодэ (кимоно замужней женщины). Это заметно по более короткому рукаву и менее распространённому орнаменту. Тем более, в послевоенное время женщин просили тратить меньше ткани на кимоно, чтобы текстиль шёл на военные нужды. Хотя автор, вероятно, смешал стили.
Наглядное сравнение
478x1022 600x800 564x827
Фурисодэ_______ Томосодэ____________Кимоно Мудзана
1920x10801920x10801920x1080
Фильм-продолжение посвящён железной дороге и демонам в поезде. Железнодорожная сеть в эпоху Тайсё почти стала частью привычного пейзажа Центральной и Южной Японии. В 1914 году открыт знаменитый ансамбль Токийского вокзала, сохранившийся по сей день. В 1918, 1919 и 1922 годах были проложены новые ветки и приняты новые законы по эксплуатации частных и государственных железных дорог.

Кстати, о поезде. В аниме представлен локомотив класса 8620 (типа 2-6-0) — первый японский пассажирский паровоз массового производства, ставший стандартным паровозом национальной железной дороги. С момента выпуска в 1914 году за 17 лет было построено 687 8620-х, которые использовались по всей стране на второстепенных линиях для обслуживания пассажиров и на загородных линиях как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Говорили, что из-за их распространенности Хачи-року (прозвище типа, восемь-шесть по-японски) можно было увидеть где угодно, пока существовали железные дороги. Некоторые из них сохранились на маневровых работах до конца паровых дней в 1974 году.
1920x10801200x800
Кстати, вагоны до 30-ых годов оставались в значительной мере деревянными, что и продемонстрировано в фильме.
1920x1080
Первый эпизод последующего сезона Квартал красных фонарей продолжает показывать контраст быта разных слоёв населения в эту эпоху. С одной стороны мы видим богатые интерьеры дома современной западной архитектуры с электрическими фонарями интеллигентной семьи предпринимателя, желающего иметь наследника, который и унаследует приобретённое главой семьи состояние, с другой же — убранство традиционной усадьбы «самурая».
1920x10801920x1080
1920x10801920x1080
Однако нам показывают и технологические новинки — ручной электрический (наверное, велосипедный) фонарь в руках деревенского мальчика. Интересно, как бы на такое отреагировал MinosukeМиносукэ. Конечно, ручные электрофонари были и в конце XIX века, но работали крайне непродолжительное время (хорошо, если полторы минуты) и были громоздкими. Основным препятствием для изобретения переносного электрического светильника являлось отсутствие сухих элементов питания. Данную проблему успешно решил в 1886 году ученый Карл Гасснер, впервые изготовивший сухую батарейку, которая не пропускала наружу электролит. Само же устройство, с которым принято ассоциировать сейчас любой карманный фонарик, было запатентовано американцем Давидом Майселлем. Его фонарь имел черты, близкие современным приборам этого класса. Он представлял собой картонную трубку, оснащенную с одной стороны линзой и металлическим отражателем, а с другой – крышку, через которую загружались три батарейки. Устройство включалось прижатием металлического кольца, укрепленного на корпусе к обручу. Майселль продал свой патент выходцу из Белоруссии Конраду Хьюберту, который усовершенствовал прибор и в 1905 году создал фирму The American Ever Ready Company, ставшую на много лет главным производителем лучших фонариков в мире. И в 1912 году появился удобный фонарь с вольфрамовой лампой на плоской батарейке с ползунковым переключателем. Однако именно электрические велосипедные фонари с такими маленькими элементами питания в то время были редкостью, ибо народ неохотно принимал новые технологии (которые были ещё и недешевы), предпочитая карбидные и ацетиленовые лампы с заметным резервуаром снизу.
1920x10801094x1597760x1013532x494 1920x1920
Но, конечно, главной достопримечательностью второго (третьего?) сезона является... Квартал красных фонарей Ёсивары. Но это удивительное место рассмотрим в следующей части.

Источники:
История Японии: период Тайсё — Японская энциклопедия.
Телеканал FAN на Яндекс.Дзен. Эпоха Тайсё в «Клинок рассекающий демонов».
ZeroReq011. «Открытый секрет Тайсё, Истребитель демонов и история моды в Японии эпохи Тайсе». ANN
О. Лебедева. «Свободные женщины 1920-х: как японские модан гару бросали вызов традиционалистам». Forbes Woman.
MITATE PLUS. «История кимоно: Период Тайсё».
Музей рамена: «История рамена в Японии».
kimetsukansou.hatenablog.com/entry/2020/07/06/210000
Спасибо @Teosofff за кое-каки замечания.
Комментарии
Скрыть 11 комментариев
Показать 11 комментариев
Загрузить ещё 11 комментариев
neyoki
neyoki#
Интересно получилось. :tea2:
phinist
phinist#
@Пазу, спасибо за статью и ссылки +_+
Пазу
Пазу#
@Leviathan, спасибо. Там ещё пару косяков выловил.
@neyoki, @immaculate sae, @unidentified account @D4C Love Train, @neyoki, @phinist, значит, не зря старался.
@unidentified account, вторая часть почти готова. Думаю, к концу недели опубликую.
Teosofff
Teosofff#
Хочу вас дополнить и "предъявить за шмот"
Мудзан одет не в Фурисодэ, а скорее в Томесодэ. Это заметно по более короткому рукаву и менее распространенному орнаменту. Тем более в послевоенное время женщин просили тратить меньше ткани на кимоно, чтобы ткань шла на военные нужды.
Например:
Фурисодэ
Томисодэ
То кимоно
Хотя авторы скорее смешали стили.
Про Kanao TsuyuriКанао Цуюри. Её стиль отсылается на белые сапожки Тамары Карсавиной, русской балерины, которые стали популярны после её выступления.
Те сапожки
Пазу
Пазу#
@Teosofff, спасибо большое. А после какого именно выступления "Половецких танцев" или хотя бы после какого года сказалась эта популярность?
Teosofff
Teosofff#
@Пазу, Этой скорее afterparty, светский бомонд увидел на ней эти сапоги и захотел себе такие же.
Нашел только когда она их вообще надела:
Осенью 1901 года я получила «белое платье». Младшие воспитанницы носили коричневые платья; розовое платье служило знаком отличия, а белое — высшей наградой и перешла в старший класса Гердта. Наша группа работала в большой репетиционной комнате, связанной мостом с нашим крылом. Переход был холодным зимой, и, чтобы перейти через него, мы натягивали свои полубархатные сапожки поверх танцевальных туфель.
Но это когда она еще училась.
Погуглите сайт Digital Japanese History, там много про моду и женщин.
Пазу
Пазу#
@Teosofff, спасибо, посмотрю.
slave_of_NHK
slave_of_NHK#
Очень интересная статья, прочитал на одном дыхании.
Teosofff
Teosofff#
Я снова пришел корректировать.
Автомобили, что в аниме, что у вас на фото - это Ford Model T Centerdoor Sedan, причем улучшенная модель, без медной/деревянной окантовки.
Первоначальная версия.
Улучшенная модель
Так вот улучшенная модель стала производится только с 1915 года.
И это не лучший автомобиль, из-за расположения бака и кругового остекления он не получил сильной популярности в США, производили его малыми партиями, по сравнению с другими моделями. И "сбагривали" за рубеж под видом элитных авто. В Японии он тоже не сильно стал распространен, там больше были модели для сельхоз работ.
Т - означает Touring, туризм.
Я не нашел никакой информации по налогу/наценке на модели в Японии, до того как сама Япония не стала производить свои авто. Возможно наценка была только у местных продавцов и за "элитность". Индустриализация Японии наоборот поощряла импорт техники и технологий.
И про закрытый кузов: есть два типа закрытых кузовов у форда "Basic closed body" и "closed body". Closed body появится в 1928 году с моделью Ford Model A. А Basic closed body это как бы закрыли, но тут свистит, тут стекло выпало, тут форточка спереди. И стекло обычное, даже не закалённое, на кочках ломается и режет людей, так что ездить только по городу или вынимать стекла.
Пазу
Пазу#
@Teosofff, всегда вам рад.
Ford Model T Center door Sedan
Да, она самая!
Так вот улучшенная модель стала производится только с 1915 года.
С полным названием легче найти.
auto.vercity.ru
А то по техкарте на сайте, посвящённом автомобилям Форда, было сложно разобраться, какая именно модификация, ибо на чёрно-белых фотографиях они как близнецы. Там ещё модификация 1917 года с мягкой сворачиваемой вручную (как зонтик) крышей.
И это не лучший автомобиль, из-за расположения бака и кругового остекления он не получил сильной популярности в США, производили его малыми партиями, по сравнению с другими моделями. И "сбагривали" за рубеж под видом элитных авто.
Имеется ввиду именно Center door Sedan? А то...
В 1910 г. завод Пикетт перестал удовлетворять спрос, и после выпуска 12000 единиц Форд перенёс производство на новый промышленный комплекс в Хайленд-Парке. В 1913 г. Форд стал использовать конвейер не для доставки запчастей к месту сборки, а для продвижения самого автомобиля через производственное помещение. Это сократило процесс сборки одной машины до 93 минут, и цена модели сократилась до $600-$740. В результате в 1914 г. Форд продал 308162 экземпляров Ford Model T, превысив продажи всех американских автомобильных компаний, вместе взятых.
К 1925 г. 2-дверный родстер Ford Model T уже можно было купить за ничтожные $260 (по современному курсу - $3800), а продажи взлетели до 2 млн. единиц в год. Это был триумф фордовской модели капитализма. Ford Model T даже не нуждался в рекламе: об успехах Ford Motor Company писала каждая газета, и каждый второй автомобиль на дороге был построен Генри Фордом. Ford Model T стал первой машиной, выпускаемой во всём мире: Форд имел пять заводов в США и производственные филиалы в Канаде (Уокервилль, Торонто), Великобритании (Манчестер), Германии (Берлин), Дании (Копегаген), Ирландии (Корк), Испании (Кадиз), Австралии (Джелонг), Бразилии (Сан-Бернарду-ду-Кампу) и Аргентине (Буэнос-Айрес). Дилерская сеть компании Ford охватывала все американские города. В 1927 г. в Хайленд-Парке был изготовлен 15-миллионный Ford Model T, а всего с 1908 по 1927 гг. было выпущено 15175868 единиц. Этот рекорд был побит только в 1972 г. другим "народным" автомобилем - Volkswagen Beetle.
automotive-heritage.com/model/1217#a3160
1915 г. Общий объем производства Ford T-type превысил 100 миллионов единиц.
gazoo.com/feature/gazoo-museum/car-history/15/03/27_1/

А так Center door Sedan действительно был почти вдвое дороже остальных модификаций. Тем не менее, спрос на него был хороший, из-за чего собственно и была произведена такая модификация, если верить английской вики.
Я не нашел никакой информации по налогу/наценке на модели в Японии, до того как сама Япония не стала производить свои авто.

(1911 г.) Хотя в Закон о снижении тарифов были внесены существенные поправки, импортные пошлины на автомобили в размере базовой ставки 50% будут сохранены.
ja.wikipedia.org/wiki/日本における自動車の年表
Оттуда же можно узнать о больших закупках Форда T в 1909 и 1914 гг., так как японские модели почти не пользовались спросом, обеспечивая армию и сельское хозяйство (в основном грузовым транспортом). Естественно, с учётом пошлины эти автомобили покупала элита. Где-то на Реддите читал комментарий, что "Смотрите, у Мудзана даже западное авто, когда Мицубиси А стоил куда дешевле!" (хотя в той же яп. вики написано, что отечественные авто не всегда стоили дешевле, ибо зачастую использовали в основе фордовские детали всё с тем же налогом; и их особо не покупали).

Эпоха европейских автомобилей (с 1911 года)

Элегантные европейские автомобили пользуются благосклонностью высшего класса, основных потребителей автомобилей, и занимают лидирующее положение.Автомобили начали использоваться Императорской семьей и правительственными учреждениями, и начали появляться те, кто начал бизнес такси.В контексте Первой мировой войны (1914-1918) военные исследования также приобрели конкретный характер, и транспортные средства были созданы экспериментально под руководством армии.Даже в частном секторе предпринимаются попытки производить отечественные легковые автомобили в различных местах, но нет продукта вне ассортимента прототипов, и Ford Model T, который начали импортировать из Соединенных Штатов, постепенно начинают наращивать свою мощность.
ja.wikipedia.org/wiki/日本における自動車の年表#尾崎1937
Вот ещё пара интересных статей.
www.iatss.or.jp
core.ac.uk/download/pdf/144455276.pdf
Teosofff
Teosofff#
Имеется ввиду именно Center door Sedan
It is estimated that only about 37,000 Centerdoor Sedans were produced during this time, compared to millions of other Model T vehicles. This was likely due to the higher cost of producing the unique body style of the Centerdoor Sedan, which was more expensive than the standard Model T vehicles. (По оценкам, за это время было произведено всего около 37 000 седанов Centerdoor Sedan по сравнению с миллионами других автомобилей Model T. Вероятно, это было связано с более высокой стоимостью производства уникального стиля кузова Centerdoor Sedan, который был дороже стандартных автомобилей Model T.)
Английская вики приукрашивает.
The Ford Model T Centerdoor Sedan was not very popular. The center door design made it difficult for passengers to enter and exit the car, and it had limited visibility. Additionally, the car was more expensive than the standard Model T sedan and didn't offer much more in terms of features or performance, which made it a less appealing option for buyers. Ultimately, the Model T Centerdoor Sedan was only produced for a few years and was eventually discontinued due to lack of demand. (Ford Model T Centerdoor Sedan не пользовался большой популярностью. Конструкция центральной двери затрудняла посадку и высадку пассажиров, а также ограничивала обзорность. Кроме того, автомобиль стоил дороже стандартного седана Model T и не отличался большим количеством функций и характеристик, что делало его менее привлекательным для покупателей. В конечном итоге, Model T Centerdoor Sedan выпускался всего несколько лет и был снят с производства из-за отсутствия спроса.)
Про 50% увидел. Тогда корректнее писать, что наценка шла от 50%, так как закон её фиксировал.
Тут скудная инфа по трафику машин в Японии в ту эпоху.
www.jstage.jst.go.jp/article/newgeo1952/36/3/36_3_30/_pdf
Пазу
Пазу#
Тогда корректнее писать, что наценка шла от 50%, так как закон её фиксировал.
Наценка была не по причине фиксаций в законе, а вследствие торгового договора, навязанного американскими партнерами.
Teosofff
Teosofff#
И снова я:
Фонарь, что в аниме это не фара, это либо шахтерский фонарь, либо велосипедный фонарь. Странно что бы делал шахтерский фонарь в Токио при его цене и специализации, так что это велосипедный.
Шахтерский
Велосипедные
Производители велосипедных фонарей начала 20-го века, если надо
1. Lucas: A British company that produced a range of lighting products for bicycles, including the "King of the Road" model.
2. Miller: Another British company that produced a variety of bicycle lamps and lanterns, including the "No. 39" model.
3. Joseph Lucas Ltd: A British manufacturer of automotive and bicycle lighting, known for its high-quality brass and nickel-plated lanterns.
4. Sturmey-Archer: A British company primarily known for its range of bicycle gearing systems, but also produced lighting products for bicycles.
5. C.G. Conn Ltd: An American manufacturer of musical instruments that also produced bicycle lanterns under the "Commander" brand.
6. E. Miller & Co: An American manufacturer of bicycle lamps and lanterns, including the "No. 220" model.
7. The Presto Lamp Company: Another American firm that produced a range of bicycle lamps and lanterns, including the "Marvel" model.
Пазу
Пазу#
Lucas: A British company that produced a range of lighting products for bicycles, including the "King of the Road" model.
Хм, странно.
1094x1597
@Teosofff, я не с потолка это взял. Во всех источниках, что мне попадались, говорилось о том, что до сер. 1920-х велосипедные фонари были преимущественно карбидными. Как я понял, народ с недоверием принимал электрические лампы, поэтому в велосипедном сегменте с этим были проблемы.
Teosofff
Teosofff#
@Пазу, www.sheldonbrown.com/marty_light_hist.html этот источник говорит по другому.
Пазу
Пазу#
@Teosofff, разве?
Ацетиленовые (читай карбидные) лампы продолжали выпускаться ещё долго после того, как лампы накаливания стали практичными, стали ярче и легче по весу, но никогда не были такими удобными в использовании. Они оставались популярными у исследователей пещер на протяжении десятилетий.
И на данной картинке видно, что похожая лампа названа автомобильной: Electric car lamp.
Teosofff
Teosofff#
@Пазу, Но
Ацетиленовая лампа оставалась более практичной, чем электрические лампы, до появления лампы накаливания с вольфрамовой (металлической) нитью в 1911 году.
Не придираюсь к словам, но карбидные и ацетиленовые лампы, это немного разное, хотя обе сжигают ацетилен для освещения.
Но все равно, думаю в аниме показана не автомобильная фара, но и не карбидная точно.
うちはサスケ
うちはサスケ#
Первая статья на Шики которую прочла полностью и с интересом.
Great Tribune Veres
Great Tribune Veres#
Отличная статья
HIKAARU
HIKAARU#
Очень интересно, благодарю!
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть