Эволюция (и деградация) идей японского киберпанка

FullmetalStuff
102 / 333381
(!) Некоторые важные факты:
1. Коллекция не является подборкой аниме в жанре киберпанк. А является историей развития основных идей японского киберпанка 80-х годов прошлого столетия в рамках исторического контекста и развития этих идей в более поздний период в тайтлах, не обязательно являющихся киберпанком.
2. Японским киберпанк здесь назван не просто потому, что это мультики из Японии, а потому, что он обособлен от классического западного аналога в отдельный жанр.
Киберпанк - поджанр научной фантастики. Обычно произведения, относимые к жанру "киберпанк" описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве. Жанр близок к антиутопии.
Американский киберпанк, в том виде, в котором он зарождался в начале 80-х годов прошлого столетия, отражал страх американцев перед Японией, являвшейся флагманским государством, построившим для себя светлое будущее. Это напрямую связано с историческим контекстом. Японская экономика стремительно росла из года в год, заполняя весь мир своими инновационными технологиями, пока социально-экономическое развитие в Америке переживало далеко не лучшие времена на фоне не столь давней неудачной военной кампании во Вьетнаме, нескольких крупных экономических кризисов 70-х годов, недовольства общества политикой президента Рейгана, инфляции, безработицы и др.
Японский киберпанк, появившийся примерно в то же время, в отличие от американского, основывался на бунтарском духе и страхе перед строящимся светлым будущим. Японцы боялись обрюзгнуть от изобилия всего, и это рождало спрос на протест против того, что протестовать не против чего. Иными словами, протест ради протеста. Естественно, идеи были популярны в особенности в среде молодёжи.
(!) Японский киберпанк не очень близок к киберпанку в традиционном западном его понимании — основной акцент здесь делается на индустриальности и сюрреалистичности, а не на высоких технологиях и научности. Японские киберпанковские фильмы характеризуются экстремальными сенсорными атаками, которые служат для снятия границ человеческого сознания. Мы видим экстремальное насилие, пытки, агрессивные модификации тела, причудливые сексуальные переживания, слияние жизни и смерти – все это дает ощущение “отсутствия границ”, усиливающее переживания. Чаще всего в японских фильмах есть очень интересный посыл, но они дают больше через символы и визуальные эффекты, чем через повествование.
Рождение более-менее оформленного японского киберпанка, как жанра, произошло в манге, т.к. аниме на телевидении только начинало экспериментировать со взрослыми темами и было не готово выкатить серьёзное произведение для более взрослой аудитории, а японское кино было андеграудным и малобюджетным, хотя и туда к концу 80-х пришёл жанр японского киберпанка. Прародителем жанра можно назвать Кацухиро Отомо, начавшего мангу Акира в 1982 году.
Этапы 0-1. (1982 - 1988 гг.) Становление и Формирование жанра.
Тут всё просто. Появилась идея, её надо сформулировать и адаптировать. В этот период киберпанк появляется и пускается в "самопознание" путём размышлений разных авторов. К концу периода полностью сформированный и осознанный киберпанк знает какой конфликт является для него главным и на какие вопросы стоит искать ответы. Казалось бы, самое время творить, но судьба распорядилась иначе. В течение 20 лет Японская экономика стремительно развивалась, давая жанру японского киберпанка пищу для размышлений - конфликт человека и идеальной системы. И он размышлял. И оказался прав, решив, что идеальной системы не может существовать за 5 лет до того, как это стало реальностью. Экономика рухнула, а киберпанк потерял смысл решать свой главный конфликт и поднимать проблемы взаимоотношений человека и системы.
Этап 2. (1989 - 1995 гг.) Перерождение и Переосмысление жанра.
На этом этапе японский киберпанк теряет свою суверенность и превращается в товар, нацеленный на западную аудиторию, для которой идеи антиутопического будущего с андройдами и искусственным интеллектом остаются по-прежнему актуальными. Но это длится недолго, интерес к японскому продукту пропадает и у американцев. Жанр не приносит прибыль и не находит отклика у зрителя.
Этап 3. (1995 г. - наши дни) Смерть основных идей и конфликтов жанра.
В это время массовость и попсовость киберпанка в Японии окончательно канула в лету, а Америка и самостоятельно неплохо справлялась с удовлетворением своих потребностей на киберпанк, как в киноиндустрии, так и в игровой, поэтому все, кто преследовал коммерческие цели, обходили неприбыльный жанр стороной. К идеям киберпанка обращались только те, у кого присутствовали новаторские идеи, чтобы творить искусство, и после нескольких таких тайтлов идеи достигли пика, дальше которого заводить рассуждения не имело смысла. После этого выходило несколько хороших тайтлов, но, по большей части, их можно считать данью уважения прошлому.
Вышедший недавно Cyberpunk 2077 теоретически мог подстегнуть интерес к идеям японского киберпанка, так как развивал многие из них (оригинальная настольная игра была создана в 1990 году), но оказался большим провалом, а аниме во вселенной игры от студии Trigger вряд ли сможет как-то кардинально изменить ситуацию.
Вдохновение, идея и большая часть самого списка -
youtube
.
Этап 0. Становление. Поиск собственного национального видения жанра.
Этап 1. Формирование. Поиск направлений. Определение границ. Смерть жанра.
Этап 2. Перерождение. Переосмысление. Ассимиляция жанра.
Этап 3. Снова смерть. И снова смерть. А потом ещё одна. И ещё одна. Затишье. И смерть.
Комментарии
Скрыть 61 комментарий
Показать 61 комментарий
Загрузить ещё 20 из 61 комментариев
Пазу
Пазу#
@Slepoj,
Не совсем понял, что в данном случае значит символизм.
Вот это самое
Ну хорошо, допустим. А в чем он выражен? В каких-то знаках? Знаках какого-то языка.
Символы и знаки, которые можно воспринимать и как культурный код, и как произведение искусства... или как просто загогулины на бумаге, как говорят некоторые мои ученики. Вот ты приводил пример с изображением коровы. Для кого-то просто берёзка, а для Есенина - произведения искусства, свидетельство божественного ремесла.
во-первых, существуют по договору их носителей
устаревшая теория. Точнее, она мыслится применимой в рамках теорий древности или соц. договора. Сейчас (я изучал вопрос лет 5 назад) актуальна теория "восприятия" с той "культурной средой", в которой посчастливилось родиться (о географии и соц. положении) и вырасти (о влиянии среды). Так же есть теории культурного влияние и т.п. В общем, это ооочень сложный вопрос. Особенно, когда нынче когнитивная семиотика и структурная семантика раздулись до невероятного кол-ства публикаций (и всё на иностранных языках). Думаю, имеются уже и ещё какие-нибудь знаковые теории.
Другое дело, что эти регистры обусловлены культурой, а не автором. Собственно, об этом и коровья морда. 
Вот именно!
Ну и автор здесь жив постольку, поскольку сам является участником и заложником этой культурной игры.
Я о том и говорю. Автора убивать нельзя! Он важная фигура в познании смысла произведения. К нему (допустим, его идеям, комментариям, биографическим фактам) можно обращаться, чтобы получить что-то новое, до чего своим опытом не дойдёшь, но можно ограничиться и сугубо своим восприятием.
Slepoj
Slepoj#
Символы и знаки, которые можно воспринимать и как культурный код, и как произведение искусства
Ну и кстати третий вариант "просто загогулина" тоже вполне рабочий. Собственно, особого водораздела тут не намечается, что опять же подталкивает к признанию примата читательской прихоти...
устаревшая теория.
Ну, я это сказал огрубляя, в смысле совсем общей механики. Кажется, с Барта особо ничего не изменилось: он писал о личных словарях с наборами разных социальных и культурных регистров. Я примерно в таком духе мыслю. В тонкостях, конечно, можно долго копаться.
Я о том и говорю.
Хотя так он, автор, начинает больше походить на медиума или даже расфасовщика, ну да ладно.
Автора убивать нельзя!
Я, в общем, и не за убийство. Можно убить, можно помиловать - кому как больше нравится, на самом деле. Прелесть ведь заключается в том, что в смысле восприятия ничего не запрещено. Мне во всем этом не нравится-то одна только вещь: что чья-то позиция - автора, критика ли - имеет больший вес, чем какого-либо другого читателя. Ведь автор после создания текста ничем от читателя не отличается. Посмотрите, он ведь отложил перо, вот ведь они, ручки-то, он ведь сейчас просто интерпретирует этот текст!
Пазу
Пазу#
@Slepoj, вот, кстати, многих критиков я бы "поубивал" (в бартовском смысле). Чего только стоит критика Добролюбова. Вообще, критика должна разбирать качество произведения, прививать читателям вкус (публицистика же!), а не заниматься трактовками (это дело исследователей)... максимум выразить свою точку зрения.
Slepoj
Slepoj#
@Пазу, между прочим, в школе то же самое. "В чем была мысль автора?" Неправильно, кол тебе.
Пазу
Пазу#
@Slepoj,
Кажется, с Барта особо ничего не изменилось
Это не так. Чего только стоит интерпретация написанного Бартом: история противостояния филологов Корнельского и Чикагского университетов - это что-то! А с развитием когнитивной лингвистики и дискурсивного анализа (спасибо Фуко!), всё предшествующее было чуть ли не пересмотрено и переосмыслено. Современные работы о языкознании просто невозможно читать, не зная всех возможных трактовок понятий "дискурс", "концепт", "символ", "миф" ("содержание как бы независимое от формы, в которой оно выражено" и т.п.) и т.д.
Пазу
Пазу#
@Slepoj, скорее, "что я вам рассказала об авторе и его произведении?". Всегда приветствуется, когда ученик сам пытается узнать что-то об авторе или трактовать произведение. Но такое далеко не всегда встречается. Допустим, у меня одна талантливая ученица, когда мы прочитали сказку Л.Н. Толстого, выразила сомнения в хорошем примере её сюжета, а также в поучительности морали. Да ещё и добавила, что Толстой - дурак, лучше бы продолжал писать что-то о "Детстве". Я, конечно, осадил её за высокомерную оценку автора (звёздная болезнь), но оценил найденные противоречия в произведении на 5. Но в большинстве случаев, ученики банально не понимают, о чём текст, и приходится рассказывать: иногда рад выразить несколько точек зрения, но подчас 45 или 90 минут на произведение - слишком мало для таких ходов.
Slepoj
Slepoj#
Это не так.
Это я только по поводу этих семиотических концепций. А что за противостояние? Не в курсе. Где почитать?

Всегда приветствуется, когда ученик
Может быть ,у тебя и так. Не-ет, меня не обманешь. Школа - это тоталитарное орудие, нужное, чтобы надзирать и наказывать.
Но в большинстве случаев, ученики банально не понимают, о чём текст,
Ну, иногда и не умеют правильно сказать. Лучше бы логику и риторику как-то, хотя бы в виде курсе, в школах давали, а не университетах. У меня с этим всегда проблемы были.
Пазу
Пазу#
@Slepoj,
Ну, иногда и не умеют правильно сказать. 
Иногда и такое бывает... так как лексикон малый, что является следствием нелюбви к чтению традиционной литературы. Хотя бывают случаи, когда ученик гиперактивен и мысли не успевает обрабатывать. Но это возрастное.
Школа - это тоталитарное орудие, нужное, чтобы надзирать и наказывать.
Скорее, институт научения самодисциплине через дисциплину, социализации и т.п.. Был у меня как-то кадр, который решил-таки к 9 классу променять домашнее обучение на общеобразовательное, так он думал, что в школе (да и вообще, везде) можно вести себя, как дома. А ещё его поразило, что уроки нельзя закончить, когда он, бедный, устал... возмущался, что за едой надо спускаться в столовую, да ещё и платить.
Пазу
Пазу#
@Slepoj, где почитать? Выпуски журнала Корнельского универа Lingua начала века. Где-то в 2004-2007 годах были выпады филологов этого ВУЗа против понимания Барта и Фуко специалистами Орегонского и Чикагского универов в контексте современного языкознания. Если кратко описать весь карнавал, то лингвокультурологи в невменяемой форме пытались договориться с лингво-когнитивистами о функции означаемого и означающего символа в рамках конкретной концептосферы отдельного произведения. Началось с "эти ребята поверхностно прочитали Барта и Фуко", а закончилось поиском новых способов анализа концептосферы и подходов к знаковой системе с точки зрения мыслящего субъекта разной культурной среды, разного дискурса и когнитивного уровня... что-то вроде, "рецепция символа зависит от когнитивных способностей субъекта" (я уж не говорю об "уровнях рецепции").
Slepoj
Slepoj#
@Пазу, звучит любопытно, хотя лазать по журналам мне все же лень) Выводы довольно тривиальные.
Или нет
Или нет#
лазать
ты кто такой, ты чё тут умничаешь, а?
phinist
phinist#
@Пазу, @Slepoj, спасибо за познавательную дискуссию :tea2:
Slepoj
Slepoj#
@Или нет, в каком смысле?
@phinist, ага, только ни к чему не пришли. Ну, спасибо, хоть без убийств обошлось)
Пазу
Пазу#
@Slepoj, мне лично было приятно просто побеседовать. Тем более, пришлось доставать из чертогов памяти тонну информации, которая обычно на работе редко пригождается, а родным не интересна. Эх, ещё чего-то помню. Зачастую меня в дискуссиях интересует не столько открытие каких-то новых правд, хотя я люблю узнавать что-то новое или менять мнение, если заблуждался или чьи-то аргументы показались мне убедительными, сколько сам человек и его взгляд на мир. Собственно, зачем люди читают литературу? Кто-то хочет видеть своё "отражение", находить что-то близкое себе, мне же интересен "другой", как выражался Бахтин.
Slepoj
Slepoj#
@Пазу, мне тоже, конечно) В остальном тоже целиком поддерживаю. Хотя это тоже довольно антропоцентрично) Другого и экзистенциалисты много использовали, и кто только не.
DeadL0Li
DeadL0Li#
Японские киберпанковские фильмы характеризуются экстремальными сенсорными атаками, которые служат для снятия границ человеческого сознания.
гспди какое же словоблудие ...
Мы видим экстремальное насилие, пытки, агрессивные модификации тела, причудливые сексуальные переживания, слияние жизни и смерти – все это дает ощущение “отсутствия границ”, усиливающее переживания.
так собсна все это есть и в американском киберпанке
и что ты подразумеваешь под "слиянием жизни и смерти"?
Keynar
Keynar#
Сочту как сборник жанра киберпанк, от старого к новому
Корм воронам
Корм воронам#
В первых 3 подразделах всё смотрел, кроме Dirty PairГрязная парочка.
То-то думаю чо меня постоянно попанковать тянет, а оно вона че.
FullmetalStuff
FullmetalStuff#
@Пазу, @Slepoj, Consensus sapientium
rainfog
rainfog#
Опять эта ерунда про страх перед Японией.
И опять этот Cyberpunk 2077, из-за которого даже в японском интернете сложно найти что-то интересное про киберпанк.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть