Комментарий #9462287

Ryczard Humel
@Great Tribune Veres, боже мой, вы пишете мне вполне очевидные вещи. Придраться… вы тоже придрались, хотя я всего лишь указал на высокопарность одной фразы. Попахивает фанатизмом. Ножной мяч тоже формы давно не меняет — утрирую, тут уж точно есть к чему придираться — пожалуйста — но стоит ли? А с мелочностью вы не правы, но кто я такой, чтобы вас переубеждать… А то про всякие пути/до и т.д. начнёться, не дай бог и про "философию", каковую пихают уж всюду, начиная от разных национальных видов сорта — "искусств"! — до уж "философии футбола", но каковая на самом деле условные Платон, Гегель, Лосев и т.д.
Ответы
Great Tribune Veres
Great Tribune Veres#
@Ryczard Humel, Да, кюдо это не просто спорт, это еще и философия. Вот например, из книги "Дзэн и искусство стрельбы из лука"
Одной из важнейших особенностей стрельбы из лука и прочих искусств, которые практикуются в Японии и, вероятно, в других странах Дальнего Востока, является то, что они не служат практическим целям, равно как и не предназначены для чисто эстетического наслаждения. Занятия подобными искусствами представляют собой работу над сознанием; цель же этой работы - достижение пределов реальности. И поэтому стрелок из лука упражняется в своем искусстве не только для того, чтобы попасть в мишень; фехтовальщик на мечах - не только для того, чтобы повергнуть противника; танцор - не только ради ритмичных движений своего тела. Все они прежде всего стремятся привести сознание в гармонию с бессознательным.
Одного лишь технического умения недостаточно, для того чтобы стать настоящим мастером стрельбы из лука. Технику необходимо преодолеть, и умение должно превратиться в «безыскусное искусство», рождающееся из бессознательного.
В случае со стрельбой из лука это означает, что стрелок и мишень перестают быть двумя противопоставленными друг другу объектами - они сливаются в одну реальность, где стрелок не сознает ни себя, ни необходимость попасть в цель. Но подобного состояния непроизвольности можно достичь только полностью освободившись от всего своего, став частью собственного абсолютного технического мастерства. Это вовсе не любой успех, который может быть достигнут в стрельбе из лука. Данное состояние -- совершенно иного порядка, оно называется сатори. Сатори -- это интуиция, которая не имеет ничего общего с тем, что обычно понимается под этим словом. Я называю ее «интуиция-праджня». Слово праджня может быть переведено как «запредельная мудрость». Но и это выражение не способно передать все оттенки, содержащиеся в данном понятии, потому что праджня означает интуицию, которая схватывает взаимосвязь и в то же время индивидуальность всех вещей. Это интуиция, которая без какой-либо медитации определяет, что нуль бесконечен, а бесконечность равна нулю; и это не символическое или математическое обозначение, а то, что может быть воспринято непосредственно. С психологической точки зрения сатори находится за границами «я». С точки зрения логики его можно назвать проникновением в синтез утверждения и отрицания; с точки же зрения метафизики сатори - интуитивное понимание того, что бытие является становлением, а становление бытием.
Основное отличие дзэн от всех остальных религиозных, философских или мистических учений заключается в том, что он, никогда не исчезая из повседневной жизни, при всей своей практической применимости и конкретности все же позволяет отрешиться от зрелища скверны и сутолоки мира.
Здесь мы подходим к связи между дзэн и стрельбой из лука, а также между дзэн и такими искусствами, как фехтование, икэбана, чайная церемония, танец, изобразительное искусство.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть