emilylove
в сети: 5 дек. 2023

Отзывы

Когда плачут цикады: Карма
4 / 02
Когда плачут фанаты цикад
Хочется начать с того, что если так получилось, что вы не знакомы со вселенной Цикад и горите желанием влететь с ноги в фэндом, то лучшим выходом будет прочитать визуальную новеллу, а про недоразумение с подзаголовком "Карма" забыть как страшный сон. Ну или на самый крайний случай обойтись адаптацией 2006 года, там всё не так грустно на деле, единственное - рискуете что-то не понять или упустить из-за довольно скомканного и спешного повествования. А всем, кто уже так или иначе знаком со вселенной хигураш - добро пожаловать.

I never asked for this
На самом деле, ещё когда сезон только начал выходить и появились первые детали, указывающие на то, что это всё-таки не ремейк, а сиквел, стал назревать вопрос "а зачем?". Нет, секундочку, разве концовка оригинала не была исчерпывающей и в своём роде изумительной? Ведь у неё была конкретная ценность для каждого читателя новеллы, вся её прелесть заключалась в пути, что вы проделали вместе с Рикой, чтобы достичь "хэппи энда" для всех. Каждый цикл, каждое ваше предположение о том, кто преступник и как всех спасти, да даже та мини игра в конце с расстановкой фрагментов в правильном порядке (ну и конечно, с ломанием четвертой стены) - всё это дарило ощущение длинного пути, что был пройден не зря. Да, парочка "божественных вмешательств" в последней главе должны были немного ломать образ "идеально продуманного" решения головоломки, но даже они не были критично нелогичными и не вписывающимися в концепцию мира. А если на моменте с расстановкой фрагментов ещё и открыть секретную сценку, то идея прямого сиквела кажется достаточно смешной.

Фанфик, что зовется каноном
Но сиквел мы всё-таки получили. Хотя стоит признать, что Рюкиши так мастерски маскировал изменения в "Карме", что к середине сезона в комментариях находились индивиды, что до сих пор не понимали "продолжение это или ремейк?". И это, на самом-то деле, проблема. Дело в том, что первую половину сезона "Карма" не просто повторяла сцены из оригинала с минимальными изменениями, так еще и новых бессмысленных сцен было завезено порядком. Да, на этом фоне новые сцены воспринимались с ощущениями по типу "ух ты, тут наконец-то что-то происходит!". Вопрос только в том, зачем было так растягивать хронометраж. Повырезай все бессмысленные сцены из аниме - события второго сезона, скорее всего, уместились бы в первый. Стоит отметить, что я не говорю про все сцены, что мы уже видели в оригинале, а лишь про те, что даже Диновцы в своей адаптации трогать не стали, а тут их зачем-то добавили.
Если же говорить о детективной части, то тут всё деградировало очень сильно. По началу ты правда пытаешься понять, а кто же убил Рику в этот раз, почему Такано напару с Томитаке уезжают с фестиваля и т.п, но позже, получив на это ответы, то приятное ощущения от разгадки не приходит. Всё это связано с главным сюжетным ходом с Сатоко и Эуа . Дело в том, что в сиквеле убили персонажа Сатоко от слова совсем. Появившаяся в аниме яндере не имеет ничего общего с Сатоко из оригинала (помимо разве что любви к ловушкам и характерной манеры речи). И в этом плане в оригинале всё было неоднозначно, за Сатоко стояла сложная история, в которой поднимались серьезные темы, это персонаж, которому точно не позавидуешь, и даже её неправильные, на первый взгляд, поступки, имели под собой почву и не делали персонажа однозначно "плохим". В продолжении же мы имеем пустышку,
которая создана быть злодеем изначально, ей практически не сопереживаешь, а её злодейская мотивация притянута за уши, как и встреча с Эуа
. Вообще из-за нашего нового всемогущего персонажа у нас тут в цикадах так получилось, что в аниме не осталось хотя бы чуть-чуть отрицательных персонажей (ну, конечно же, кроме Сатоко. Ну и Ооиши зачем-то мудаком сделали местами). Да-да, это и Такано, что осознала свою ошибку до того, как её совершила, и Тэппей-образцовый-дядя. Никакой тебе тяжёлой истории о больших ошибках из-за любви к дедушке, о потенциальном искуплении и трогательных моментов отношений Такано с Томитаке, никаких проблем домашнего насилия над детьми, скорее наоборот. Забудьте, этого всего вообще никогда не было, у нас тут вообще всё максимально просто
"юри-фанфик-Рика-вернись-в-деревню". И не вполне понятно как с этим всем живёт Рика, она ведь тоже повторяющая, но нам показывают только Сатоко, которая скипает миры щелчком пальцев, забывая о куче осколков за спиной
. Ну и подводя итог детективной составляющей, то стоит подождать второй сезон и точно утверждать нельзя, но желания разгадывать возникает не всегда, потому как загадки могут оказаться вовсе не загадками, а:
-сюжетными дырами
-сюжетными дырами, которые заткнут силой Эуа
-выходками персонажей с нарочито измененным характерами, такими что ты не в жизнь не угадаешь мотивацию (как было с Сатоко)

Персонажи
Ну и если по персонажам говорить, то всё довольно скудно. Рика большую часть времени не делает ничего, а оставшееся время причитает о том, как ей живётся плохо. Казалось бы, не слишком отличается от оригинала, но нет, тут она прям совсем ничего не делает (только пальчики загибает сколько ей жить осталось). Рена стала совсем второстепенным персонажем и играет хоть какую-то роль в основе только в конце первой арки. Кейчи и Мион досталось внимания чуть больше, но, за редким исключением, всё в рамках уже отведенных им в прошлом ролей. Сатоши всё так же отдыхает в больнице, но я удивлён, что Сатоко с её новыми способностями ещё ничего с ним не сделала, может во втором сезоне ему уделят побольше времени. Ханю вовремя ливнула из Хинамидзавы.

Страшно, вырубай
Вообще, Хигураши никогда не были хоррором о куче мяса и крови (потому как пугали и нагнетали совсем другими методами), но только не в этот раз. Здесь же почти каждая сцена триллерной направленности сопровождается обильным проливанием кетчупа и персонажами с повышенным значением hp (иначе чем объяснить те 28 ударов ножом, после которых Кейчи ещё и выжил). Но только это абсолютно не пугает, более того, сцена схватки Рены и Кейчи вообще смотрится комично. Тут дело то ли в обилии кетчупа, то ли в рисовке, которая не работает на атмосферу, но факт есть факт - оно не пугает. Если аниме заставит пару раз дернуться на контрасте - значит, повезло. То же касается и сцены с гуро, оно скорее вызывает отвращение, чем пугает. Хотя, может, создатели этого и добивались. Моё же мнение, что очень во многом виновата именно визуальная составляющая, о которой дальше и пойдёт речь.

Рисовка и боль
Ещё когда вышел трейлер, были люди, которым не понравился новый дизайн персонажей, но, как по мне, с дизайном всё ещё не так плохо, если не брать Ооиси и Оконоги, они как-то совсем грустно получились. Но этого же не скажешь о рисовке в целом и о постоянных скачках уровня рисовки даже в пределах одной сцены. Другими словами, персонаж в одной сцене может выглядеть нормально, но сменится ракурс и персонаж станет таким всратым, что ни за что не поверишь, что это то же самое аниме (как пример прикреплю Оконоги, которого скривило в последней серии). И такое тут в порядке вещей, таких моментов десятки за весь сезон, это выглядит очень забавно и нелепо, но при этом ровно так же ломает атмосферу. Странный цветокор, непонятное решение с "глазами демона", кривые местами лица персонажей - всё это не работает вообще и портит самые эмоционально сильные моменты. При этом да, в аниме есть красивые сцены, причем такие, что ты прямо это отмечаешь, мол вот, умеют же. Но только это редкие примеры того, как аниме должно было выглядеть целиком, а тут это скорее исключение, подтверждающее правило. А вообще это к слову о Диновской рисовке, ведь получается она была не такой плохой. Да, у неё были такие же глупые моменты, но она умела навести жути, да и вообще выглядела стильно, хотя это уже точно вкусовщина.


Оставь надежду, всяк сюда входящий
Ну и еще в копилку проблем сиквела - переписанные принципы и ценности оригинальной истории. Это вот прям по самому сердцу. Да, как уже много кто заметил, вещи, которые решали загадки и "тупики" оригинала - тут ведут в бездну и не являются выходом. Речь о таких вещах как дружба, доверие, открытость, объединение ради общей цели и много, многое другое - всё это в сиквеле ни во что не ставится и ведет к единственно возможному печальному исходу. Как будто и не было тех циклов до этого, ну или не знаю, может мы ничего из них не вынесли? Конечно, окончательный ответ будет только во втором сезоне, но сейчас это выглядит как издевка над фанатами и не больше.

Опенинги, эндинги и прочее
Наверное, всё-таки лучшее, что есть в данном аниме - как раз звуковое сопровождение. Ну тут уж стоит сказать, что опенинги и эндинги в цикадах вообще всегда были сильными, даже если речь о каком-нибудь опенинге консольной версии новеллы (серьезно, прогуглите "Higurashi no Naku Koro ni Sui PS3/Vita OP - Side Effect", прекраснейший опенинг). В сиквеле же мы имеем полтора опенинга (вот и причина ждать второй сезон - наконец-то завезут завезут же? второй опенинг), два эндинга. Всё сделано стильно и со вкусом, визуал в эндингах вообще - моё уважение.

А вот и приквел чаек подъехал
Тема, которую я оставил на потом, но тем не менее, она очень важна. Даже специально Эуа "Фезериной" не называл. Я вообще выпал, когда наткнулся на комментарии, где люди называли новых "цикад" приквелом "чаек" на полном серьезе. В плане, хорошо, я и правда не знаком со вселенной "чаек" так близко, может там у них где-то и есть параллели или прямым текстом сказано о связи этих вселенных, но только это все равно очень глупо. Нет, если у вас кроссовер строится посредством ломания характеров персонажей, посредством ввода новых персонажей через метод "рояля в кустах", то пожалуйста. Т.е цикады всегда были самодостаточным произведением (представьте, были времена, когда не надо было читать "чаек", чтобы понять, что происходит в "цикадах"), и если Рюкиши решил сделать промоушен условного ремейка "чаек" или просто продвинуть другую вселенную посредством создания абсолютно кривого, высосанного из пальца продолжения цикад, то получается хигураш он особо-то ни во что и не ставит, а в это верить не особо-то и хочется.

Итоги
Хочется верить, что окончательный крест на сиквеле ставить пока рано, всё-таки дождёмся же лета. Но пока что это всё напоминает не первого эшелона фанфик, тут тебе и какие-то странные потенциально сюжетные дыры, и измененный по воле фикрайтера характер персонажей по причине "так захотелось", и мотивации из ничего, и развороты ценностей оригинала на 180 градусов, и, конечно же, кроссовер на соплях, ради которого, есть подозрения, это всё было сделано. Самое-то забавное, что это всё не на фикбуке, а в формате аниме, да ещё и историей занимался Рюкиши. Так что, получается, всё это - канон?