MarkRiggs
в сети: около 10 часов назад

Отзывы

Бродяга
24 / 63
Перед знакомством с данной мангой я прочитал роман-первоисточник за авторством Эйджи Ёшикавы. Масштабное произведение о людях, ищущих себя и своё место в мире, в интересном историческом сеттинге феодальной Японии произвело на меня огромное впечатление. В главном герое я увидел человека, который стремится к самодисциплине и саморазвитию, совершает ошибки и выносит из них урок, сталкивается с трудностями и преодолевает их, анализируя ситуацию и воспитывая в себе характер. Несмотря на то, что Мусаши постоянно приходит к личностному кризису, он находит в себе силы двигаться дальше и становится лучше на своём Пути. Роман содержит в себе множество идей и размышлений о сущности человека, рассказывает очень интересную историю о не менее интересных персонажах и даже проводит небольшой урок японской истории. Я не ожидал, что произведение, написанное по законам японской литературы, будет настолько интересным.

Что же я увидел в манге? В первую очередь нельзя не упомянуть гениальную работу с рисунком. Такэхико Иноуэ проделал колоссальную работу и подарил миру одну из самых красивых манг в истории. Вряд ли я когда-нибудь смогу в полной мере оценить то, сколько сил, труда и времени было вложено в это произведение.

К сожалению, всё остальное в манге выполнено на невероятно посредственном уровне и не идёт ни в какое сравнение с первоисточником. Сюжет хоть и претерпел изменения, но по смыслу остался таким же, как и в романе, вот только этот самый смысл деградировал до посредственности. Персонажи манги постоянно рефлексируют, размышляют о смысле жизни, своём месте в мире, вот только никакой глубины в этом нет. Читатель всюду видит философские изречения, которые не имеют за собой никакого смысла. Философия ради философии, а не ради смысла. Я постоянно ловил себя на мысли, что читаю чистый поток бессознательного, а не художественное произведение. Персонажи потеряли очарование, они перестали быть интересными. События сменяют друг друга, все куда-то идут, что-то ищут и всё это сопровождается поверхностными философскими размышлениями.

Манга стала жертвой своего времени. В серьёзную историю зачем-то добавили глупый юмор, который мы можем встретить почти в каждом аниме или манге. И в романе был юмор, вот только он не выбивался из тона повествования, он был уместен и не смотрелся инородно. Почти все персонажи превратились в пустышек с ярлыками. Второй главный герой истории — Сасаки Коджиро — из антипода Мусаши, человека, который также, как и он, стремится к совершенству, но использует для этого диаметрально противоположные методы, превратился в забавного и дружелюбного глухонемого парня, который является чуть ли не главным источником юмора в манге. Книжный Коджиро был символом своего времени, который в погоне за властью и престижем потерял человеческий облик, он постоянно противопоставлялся Мусаши, был одним из источников его личностного роста. В манге мы даже толком не знаем, что он за человек, мы строим образ на основе его комедийных выкрутасов и мастерства владения мечом. Типичный "крутой" персонаж современного аниме/манги. Главный мудрец произведения и духовный наставник Мусаши — монах Такуан — также, как и сюжет, потерял в глубине. В романе всего парой строк диалога он приковывал к себе внимание, каждое его действие раскрывало читателю всё новые и новые черты его личности. Каждое его появление давало понять, насколько его личность интересна и многогранна. В манге всего этого нет, Такуан стал просто забавным монахом, который иногда размышляет на философские темы и "помогает" Мусаши. А я уже говорил, что философия здесь представляет собой просто красивую обёртку. Остальные действующие лица романа, за исключением Матахачи, в манге или были слиты, так толком и не раскрывшись, или на протяжении всей истории оставались пустышками. Акэми, Осуги, Оцу, Джотаро, Иори — лишь тени самих себя из романа, ходячие ярлыки. Про остальных менее значимых персонажей и говорить нечего.

Что тут можно ещё сказать, если даже сам Мусаши перестал быть интересной и проработанной личностью? Его рефлексия и вечные поиски себя перестали иметь под собой хоть какую-то опору. За его философскими размышлениями, украшенными красивыми визуальными метафорами, скрывается абсолютная пустота. Если вы считаете, что, прочитав эту мангу, вы прошли долгий и тернистый путь вместе с Мусаши, научившись чему-то новому, приблизившись к совершенству, то вы просто обманули сами себя. Вы заставили себя поверить, что за философскими речами, которые вы читаете, скрывается глубокий смысл, из которого вы что-то подчерпнули. Правда в том, что формат манги абсолютно не подходит этой истории, он ужимает её до посредственности, заставляя потерять весь масштаб и проработку. Ограничение по тексту исключает любую возможность в полной мере раскрыть весь потенциал истории Миямото Мусаши.

Разумеется, всё, что здесь написано, это исключительно моё мнение и восприятие. Я не претендую на истину, но хочу поделиться своими впечатлениями.

Я благодарен Такэхико Иноуэ за попытку перенести эту великолепную историю в новый формат, он с нуля создал запоминающиеся образы героев и теперь даже книжный Миямото Мусаши у меня ассоциируется только с тем обликом, который ему придал Иноуэ. Я благодарен ему за популяризацию истории Миямото Мусаши за пределами Японии, если бы не манга, я бы никогда не прочёл роман, а это была бы невосполнимая потеря для меня. И я благодарен ему за ту работу, что он проделал, создавая великолепные рисунки и перенося масштабную историю в неудобный для неё формат. Надеюсь, он всё же найдёт в себе силы закончить свою историю. Я с большим удовольствием посмотрел бы на визуализацию битвы Мусаши и Коджиро, хоть она уже и не будет блистать так сильно как в романе, в котором битва является кульминацией всей истории и безумно интересным событием.

Напоследок хочу оставить иллюстрации из манги, которые понравились мне больше всего.