Киберпанк и все-все-все: за 15 минут разбираем киберпанк, его вариации и похожие жанры

rainfog
64

Посвящается @Пазу и PieyonПийон. PieyonПийон, спасибо что вдохновил меня на творчество, пожалуйста, если можешь, научи посетителей некоторых игровых сайтов понимать сарказм. Буду очень тебе благодарен.



Каждый суслик - киберпанк



Киберпанк...Мы не знаем, что это такое, если бы мы знали, что это такое, мы не знаем, что это такое. И это не шутка ради шутки, а суровая реальность. Каждая вторая статья о киберпанке в интернете, это либо рерайт Википедии, либо свободный поток сознания автора, решившего, что тему киберпанка он знает идеально. Увы, чаще всего, ничего кроме "Нейроманта" он не знает, да и его скорее всего не читал. В этом блоге я попробую дать максимально большую порцию информации о киберпанке и его друзьях, не потратив на это и 15 минут. И вместо рассказов о рассказе Бетке и истории про “ужасную Японию, которую все боялись” расскажу о киберпанке, который действительно люблю и читаю. И вам рекомендую.



Киберпанк



  • Ты закодирован?

  • Да, - горько сказал Дейк. - Они сказали, я никогда не смогу вернуться в округ Колумбия. И еще эти сволочи смеялись...

  • За что они тебя?

  • Я вор. - Он не стал уточнять, что специализировался на магазинных кражах.

  • Куча старых компьютерщиков угробила жизнь на программирование машин. И знаешь? Оказалось, человеческий мозг ничем не похож на эти чертовы машины. Его нельзя так же программировать.

Появился в США в начале 80х как попытка создать "новую научную фантастику". Брюс Стерлинг совместно с Уильямом Гибсоном попробовали создать новый вид фантастики, который бы использовал современные технологии по типу компьютеров, биотека, биг фармы и различных прочих технических штук как важную часть произведений. И при этом был технически грамотной и был итогом по-настоящему сильной работой воображения. В первом же рассказе Уильяма Гибсона “Осколки голографической розы” 1977 году фигурирует некая голографическая открытка, на которую как на иголку нанизывается рассказ о невеселом будущем и личная история героя. Брюс Стерлинг же в своих произведениях устами героев выдает послания о том, что “информация ценнее ресурсов”.

О том, что киберпанк это именно попытка создать новую фантастику мы знаем благодаря статье Брюса Стерлинга “Киберпанк в 90-х годах” и сборнику киберпанк-движения под названием “Зеркальные очки”, вышедшем в 1986 году. Что за движение такое? Ну, вокруг Стерлинга и Гибсона собрались другие писатели - Льюис Шайнер, Пэт Кэдиган, Грэг Бир и стали называть себя движением. Писали рассказы, обсуждали творчество и сражались за литературные премии.


Несколько лет назад, морозной зимой 1985 (пока озоновый слой не начал истощаться, все зимы были морозными) в "Intezone" #14 появилась статья под названием "Новая научная фантастика". Статья представляла собой анализ истории и принципов НФ как жанра; слово "киберпанк" там вообще не упоминалось.- Брюс Стерлинг “Киберпанк в 90-х годах

Где-то рядом был еще и Джон Ширли, а вдали К. У. Джетер - и этих двух писателей тоже можно считать потенциальными создателями киберпанка, но к движению они не относились.

Так вот, движение это пыталось писать "новую научную фантастику", вдохновленную компьютерами, технологиями и рок-музыкой, то есть вещами. которые очень хорошо описывали 80е и будоражили создание. Молодое поколение читателей жило в мире с аркадными автоматами, синтезаторами, MTV, научно-фантастическими фильмами, спутниковыми трансляциями и рок-музыкой. Кто-то должен был написать для них современную литературу, используя реальный мир как основу.

Забавно видеть, что люди понимают, что писатели киберпанка были реалистами. В то время мы были вполне уверены в том, что являемся реалистами, но американские критики считали нас слишком циничными и смотрящими вдаль - Брюс Стерлинг в интервью Factordaily, 2018 год.

Увы, даже при таком рассмотрении сборник “Зеркальные очки” выглядит странно. Половина рассказов из него не соответствует массовому представлению о киберпанке, а некоторые и вовсе выглядят как что-то совсем иное. Но почему тогда эта литература называется киберпанк? Все тот же Брюс Стерлинг писал, что киберпанк это все, что пишут киберпанки. Тематика значения не имеет.




Название киберпанк, пусть и не сразу, "новой научной фантастике" дали критики. Оно ничего не означало, просто звучало хорошо. И если вы желаете больше узнать о жанре, истории возникновения киберпанка, лучше всего почитать статьи Брюса Стерлинга, сборник “Зеркальные очки”, газету киберпанк движения “Cheap Truth” и статьи других киберпанков. Особенно примечательно эссе "Постмодернизм в фантастике: руководство пользователя" от Майкла Суэнвика, которое поэтапно рассказывает историю киберпанка и заменяет многие статьи о жанре.

Ну и конечно, нельзя обойти стороной сам киберпанк. Его нужно читать, анализировать, сравнивать с другой фантастикой. Если вы ограничитесь статьями про киберпанк, вы лишь пополните число так называемых “слабых гиков”, о которых в 2010 году написал критик Паттон Освальт в своей замечательной статье “Wake Up, Geek Culture. Time to Die”. Иллюзия того, что вы все знаете о каком-то жанре или явлении, прочитав статью и посмотрев ролик губительна прежде всего для вашего вкуса, времени и знаний, а уже потом для культуры в целом, но именно эта проблема на мой взгляд не позволяет киберпанку возродиться.

Признаки киберпанка: довольно тяжело описать настоящий киберпанк, поскольку Брюс Стерлинг всегда писал свои статьи таким образом, что-ничего конкретного о нем не говорил. Но, с одной стороны у нас есть “Манифест новой фантастики” в котором описаны ее черты и их можно считать чертами киберпанка. Вот что он сказал в интервью 2018 года:

Большинство писателей-фантастов не являются идеологами киберпанка, как я. Это безобидные фантазеры, желающие развлечь фанатов.

Я же могу сказать так - киберпанк это жанр, в котором достижения науки и техники 80х рассматривались в перспективе будущего и находились под сильным влиянием рок-музыки и хакерской субкультуры. Жанр пытается сделать технологии и субкультуры важной частью сюжета, показывает быт будущего и указывает на возможности и проблемы, создаваемые технологиями. Зачем он это делает? Вероятно это попытка представить, как изменится и изменится ли вообще природа человека в мире продвинутых технологий и победившего анархизма?

Киберпанк это когда контркультура в лице хакеров и рокеров, глобализм в виде стирания границ в мире и космосе, трансгуманизм что есть улучшение человека и его возможностей научным методом и новое видение будущего берутся за руки и весело шагают под звуки первого альбома The Pretenders, либо летят в космос под звуки Kraftwerk. Если можете придумать описание лучше - сообщите мне.

Никакой боязни технологий, злобной Японии и прочей ботвы в киберпанке никогда не было. А High tech, low life и вовсе был описанием стиля Гибсона, в не киберпанка в целом. Кстати, Брюс Стерлинг любил сочетания начинающиеся с High tech, но low life в них обычно не было.

Что почитать для ознакомления?
  • Уильям Гибсон "Поединок" - идеально для знакомства с жанром
  • Грэг Бир - "Музыка, звучащая в крови" - для слома стереотипа о киберпанке как жанре про корпорации и неоновые города
  • Сборник "Зеркальные очки" - для окончательного разочарования в жанре
  • Уильям Гибсон "Нейромант" - если хочется классики киберпанка, с него началась его популярность.
  • Льюис Шайнер "Фронтера" - киберпанк, но про Марс
  • Уильям Гибсон “Сожжение Хром”
  • Брюс Стерлинг "Схизматрица" - чуть ли не второе по важности произведение в жанре
  • Руди Рюкер - Software

Что посмотреть?
  • "Джонни-мнемоник"
  • "Макс Хэдрум: на 20 минут в будущее"
  • Love, Death & Robots
  • "Луна 2112" - с точки зрения сюжета, это та самая "новая фантастика"
  • "Версия 1.0"
  • Красивая, но крайне пустая экранизация "Призрак в доспехах"
  • Я бы также советовал аниме Outbreak CompanyМятежная компания, поскольку оно очень сильно перекликается с рассказом Брюса Стерлинга и Льюиса Шайнера
    "Моцарт в зеркальных очках". Научная сторона вопроса здесь слабее, у киберпанков была куда более достоверная картана мира, но общий смысл на мой взгляд похож. При этом - никаких имплантов и дождливых городов. Только эльфийки, драконы и крутые аниме штуки из Японии.


Пост-киберпанк



Критики (не важно кто) придумали термин пост-киберпанк для того, чтобы описать киберпанк, появившийся после распада движения. По сути это была уже просто научная фантастика, без влияние рок-музыки и прочей контркультуры. Но зато она хорошо понимала важность компьютеров и других современных технологий. Возможно именно это сделало ее любимой литературой будущей элиты IT-индустрии.

Я не являюсь фанатом пост-киберпанка, поэтому буду краток: ранний пост-киберпанк так же хорош, а зачастую и лучше чем классический киберпанк, но чем ближе к нулевым мы приближаемся, тем унылей и скучнее он становится. Причина - в кризисе идей и непонимании авторами жанра. Если киберпанке и раннем пост-киберпанке технологии были частью сюжета, то в позднем пост-киберпанке технологии снова стали декорацией и именно это ставит под вопрос живость жанра.

Признаки жанра: Вероятно, любое сочетание современных технологий, глобализма и антагонизма может считаться пост-киберпанком. Я точного определения дать не могу, да и сомневаюсь что кто-то может вообще. По крайней мере, те определения, что мне встречались не выдерживают критики.

Важно отметить: примерно 90% анимации, фильмов и игр, а также настольных игр это по сути пост-киберпанк, зачастую очень далекий от киберпанка оригинального.

Что почитать?:
  • Пол Ди Филиппо "Рибофанк"
  • Нил Стивенсон "Лавина"
  • Брюс Стерлинг "Священный огонь"
  • Джефф Нун "Вирт"
  • Эрнест Клаин "Первому игроку приготовиться"
  • Вернор Виндж "Конец радуг"

Что посмотреть?:
  • "Матрица"
  • "Первому игроку приготовиться"
  • "Аэлита: Боевой ангел"
  • Сериал "Измерение 404" на мой взгляд очень похоже на пост-киберпанк.
  • Был небольшой спор, является ли "Живая сталь" пост-киберпанком или нет, как по мне доводы обеих сторон неубедительные
  • "Лучше, чем люди"
  • "Почти человек"
  • "Синхронность"


Псевдокиберпанк - “Стереотипный киберпанк из сети”



Винни-Пух прокричал:

-Мы обыскали весь кибер-лес, но не нашли твой кибер-хвост! Но в лавке мясника Кроля я нашел аугументированный кибер-имплант - хвост с поддержкой 10G и MP3-плеером! Тебе хватит этого?

-If no have tail, 0.0.0.0. ; but have new tai194546_45454_kill_kill_kill-9_taail, its Great, great again! - Пропищал маленьким динамиком Пяточек-нанобочек. Вентилятор для охлаждения наноимплантов на спине завертелся чтобы охладить его внутренности из-за сильных эмоций.

-Хорошо. Я поеду и уничтожу всех слонопотамов. До единого. Давайте сюда ваш хвост.

Иа встал, взял кибер-хвост, приколол к своему телу, одел черные очки, сел на мотоцикл закричал:

-Слонопотамы! Ваш судный час настал! Великий кибер-самурай Иа-5673 едет на бой с вами!

В его сознании тут же возникло маленькое окошко. В нем среди помех и глитчей появился чей-то хобот и жуткая улыбка. Раздался зловещий, утробный смех.

Но Иа видел и не такое. Он прибавил скорости и нажав на кнопку входа в кибер-шоссе устремился вдаль по неоновой сетке цифрового мира. Пара минут и он попадет на точку, где Слонопотамы устроили свою базу. А пока он едет, он оповестит всех своих друзей о этой замечательной заварушке. Разумный крокодил Ген и летающий человек Карл, мастер биотехнологий Большой Федор и его друг курьер Печенкин уже согласились помочь ему в этой славной борьбе.

Он достал из-за спины лазерный кибермеч, включил максимальное ускорении и приготовился к прыжку в реальность. Новый кибер-хвост сидел как родной. А что еще нужно для счастья кибер-ослику-самураю? Только ощущение битвы.

Нечто, напоминающее киберпанк, но им не являющееся. В качестве иллюстрации я взял героиню игры Saints Row: The Third из хакерской группировки "Декерс". С одной стороны - это типичный пример псевдокиберпанка, с другой - вполне себе трушный пример киберпанк-героев. Как так? Все просто - то, как Декеры ведут себя в реале это киберпанк, а вот их виртуальная деятельность какая-то примитивная фантастика в духе фильма Tron.

Вот что о псевдокиберпанке пишет Льюис Шайнер, автор потрясающего романа “Фронтера”:

К 1987 году киберпанк стал клише. Другие авторы превратили эту форму в формулу: имплантированные «мокрые» программы (биологические компьютерные чипы), правительство транснациональных корпораций, уличные люди в кожаных куртках и разложившиеся орбитальные колонии. Эти изменения заставили многих из нас объявить движение мертвым. Для нас киберпанк в своем новом воплощении превратил технологию в самоцель и потерял свой первоначальный импульс.

Проще говоря, псевдокиберпанк это все, что хочет казаться киберпанком, но им не является. Накидав в произведение корпораций, неона и имплантов, вы не сделаете его киберпанком.

Проблема псевдокиберпанка в том, что люди, которые не знакомы с киберпанком, начинают записывать в него все, что под руку попадется от Half Life 2 до Evangelion. И если они встречают киберпанк настоящий - у них случается разрыв шаблона.

Просто почитайте отзывы на сборник “Зеркальные очки”. Псевдокиберпанк мешает вам воспринимать фантастику как что-то настоящее и стоящее, создавая красивый и пустой образ. И самое печальное - индустрия развлечений уже давно взяла псевдокиберпанк на вооружение.

Игра Ghostrunner к примеру это архитипичный псевдо киберпанк с шаблонным сюжетом и геймплеем. Большая часть настольных и компьютерных игр балансирует между пост-киберпанком и псевдокиберпанком, иногда показывая киберпанк трушный. Так например, игры Deus Ex: Human Revolution и Cyberpunk 2077 успешно балансируют между настоящим киберпанком и пост-киберпанком. При этом в аниме Cyberpunk: Edgerunners - очень мало киберпанка в самом произведении, зато многочисленные цитаты киберпанка японского и западного, что заставляет отнести его к псевдокиберпанку.

Давайте я подробнее объясню что не так с Cyberpunk: Edgerunners (Осторожно, спойлеры!):

спойлер
  • История Глории - разочаровывает. Если в самом начале мы видим тру-киберпанк историю про медика будущего, то потом все скатывается в голливудскую драму уровня “Стражей галактики”. В настоящем киберпанк мире Глория бы стала достоянием какой-нибудь корпорации или компании, скупающей по дешевке биоматериал. И Дэвид бы пытался ее выкупить, хотя бы ее оцифрованное сознание, мозг или что-нибудь в этом роде.
  • Платные двери - это было в “Убике” Ф.Дика, который я напомню - не киберпанк.
  • Взлом машины требует проникновения в нее? Что это за маразм из 1930 года?
  • Как можно взорвать очки всего класса, если Дэвид взломал лишь свою гарнитуру? У них что, один процесс на весь класс? Где контейнеризация и законы о приватности?
  • Почему Дэвид просто не заработает бабала где-нить в интернете и не наймет того же Кейса, набить морду хейтерам?

  • Сама история про имплант вполне себе киберпанк, но блин, мало того, что он военный, так еще и какой-то экспериментальный. Суть киберпанка в том, чтобы технологии были интуитивны и повсеместны, доступны и понятны. В Cyberpunk: Edgerunners имплант это не обыденность мира, а самый настоящий макгаффин. Сценаристы могли бы дать Дэвиду просто дорогой имплант и создать конфликты, которые бы раскрывали его как персонажа и помогали строить историю. Но мы имеем очень слабую историю про не пойми что.

  • Концовка вообще не киберпанковская. Обычно в киберпанке концовки позитивные.

Как не крути Cyberpunk: Edgerunners, киберпанк там есть лишь фрагментарно, а больше голливудщины и примитивной гуманитарной фантастики, альтернативой которой киберпанк и был. Техническая грамотность, о которой писал Брюс Стерлинг там отсутствует. И конечно вы можете сказать, что это же сеттинг настольной игры и т.д. Но проблема в том что киберпанк-настолки это серая зона где вполне себе соседствовать идеи из киберпанка настоящего и полностью противоречившие им вещи. Я не вижу ни одной причины не сделать сюжет этого аниме более техническим, осмысленным и наполненным деталями.

В общем, рецепт псевдокиберпанка прост - накидайте побольше имплантов, неоновых городов, дождя, выживания и вечно помирающих героев, максимально забейте на сюжет и получите идеальный псевдокиберпанк. Не забудьте для большего эффекта назвать его как-нибудь по красивее - например, биопанк или техно-либер-панк.



Протокиберпанк



Ряд произведений, которыми вдохновлялись киберпанки. Среди них как фантастика, так и книги других жанров. Примечательно, что в отличии от киберпанка до сих пор читаются живо и интересно, вероятно потому, что авторы не пытались изображать техническую грамотность, а просто были специалистами в области. И если киберпанки не знали с какой стороны к компьютеру подойти, то простокиберпанки на этих самых компьютерах свои романы и писали. Пусть и не все.

Что почитать:
  • Норман Спинрад - Bug Jack Barron
  • Томас Пинчон - V и "Радуга тяготения"
  • Филип Дик - "Убик", "Мечтают ли андроиды об электроовцах?", "Солнечная лотерея", "Симулякры", "Команда корректировки"
  • Вернор Виндж - “Подлинные имена” - некоторые критики считают его основоположником киберпанка
  • Альфред Бестер - "Тигр, Тигр!"
  • Харлан Эллисон - "У меня нет рта, но я должен кричать"
  • Джеймс Типтри-младший “Девочка, которую подключили”
  • Джон Ширли "И пришел Город"
  • Уильям Берроуз “Мягкая машина”
  • Джозеф Макэлрой “Плюс”
  • Джон Браннер - The Shockwave Rider




Техно-нуар





Нуар, который хорошо известен многим за счет литературы и кино, имел различные вариации, как локальные, так и гибридные. Sci-fi noir это жанр, возникший в результате скрещивания идей научной фантастики и нуара, а также детективов разных поджанров.

В 80е годы, когда фантастика изменилась, стали появляться более современные sci-fi noir произведения и тогда его стали называть tech noir, позаимствовав термин из фильма “Терминатор”.

Этому жанру не повезло попасть в тень киберпанка, хотя появился он раньше. Да и идейно это совершенно полярный жанр. Разница в том, что техно-нуар гуманитарный жанр, который часто все сводит к отношениям и природе человека. Посмотрите просто “Альфавиль” и офигейте к чему в итоге пришел этот фильм. Суть научно-фантастического и техно-нуара - помещения героя в мир лжи, странный, неведомый мир заблуждений и домыслов, обмана чувств и неоправданного риска. В техно-нуаре технологии это лишь реквизит и декорации.

Киберпанк не такой - в киберпанке герои понимают мир, в котором живут примерно также, как вы понимаете как пользоваться компьютером. Киберпанк это про возможности и будущее. Техно-нуар - это про стагнацию и безнадегу.

В аниме элементы техно-нуара часто можно увидеть как в киберпанке, так и фантастике. Да и в целом, сегодняшние создатели игр, произведений и фильмов часто не видят разницы между техно нуаром и киберпанком, что печально. Разница размывается и часто мы просто не можем применять те же методы оценки, что и к классическому киберпанку.









Нужно отметить фильм Blade Runner 1982 года и его продолжение отдельно. Часто статьи про киберпанк представляют собой одно единственное описание этого фильма как ярчайшего примера киберпанка. При этом, нет никакого 100% аргумента, что это именно киберпанк.

Многие писатели - киберпанки видели в фильме киберпанк, однако в сообществе любителей фантастики отношение к фильмам типа Tron, Robocop и Blade Runner всегда было неоднозначным. Если углубится в матчасть, то корпорации, импланты и андроиды не есть суть киберпанка. Они могут быть в любом другом жанре.

Важно то, что именно пытается показать фильм. Robocop это явно не фильм о прелестях использования технологий, антагонизм в нем есть, но субкультуры всем олицетворяют зло, нежели молодежный выбор и стремления. Это фильм о мерзких чертах человеческой натуры, коррупции, капитализме и прочем-прочем. О том, для чего фантастический элемент просто не нужен.

Blade Runner сложнее, в нем научная фантастика вплетена чуть более умело, из-за чего не воспринимается как просто декорация. Но и важности технологий в нем немного. Это снова история про людей и их баги, которые так и не стали фичами.

Тот же “Нейромант” вообще не об этом. Он не просто про второй шанс, он про важность технологии в мире. Подобно тому, как знание компьютера и английского открывает вам новые горизонты в мире современном, выход в сеть для Кейса жизненно необходим.

Стоит заметить что в научных монографиях посвященных научно-техническом нуару, авторы часто ставят в один ряд Blade Runner, “Джонни-мнемоника” и даже “Матрицу” из чего я могу предположить что авторы или не понимают суть киберпанка, либо просто все три фильма содержат элементы нуара.

Авторы, пишущие о Blade Runner, почему-то забывают о вполне себе признанном киберпанк-сериале Max Headroom: 20 Minutes into the Future и множестве других фильмов. А ведь о них стоит писать в первую очередь.

В любом случае, техно-нуар сегодня переживает второе рождение за счет усилий любителей кино и создателей игр. И это очень радует.

Что посмотреть?:


  • "Немой"
  • "13й этаж"
  • "Гаттака"
  • "12 Обезьян"
  • "Робокоп"
  • "Бегущий по лезвию" и "Бегущий по лезвию 2049



Японский киберпанк(жанр кино)


Осторожно! Фильмы, описанные в этом разделе крайне экстремальнеы и жуткие. Они мало похожи на типичный киберпанк.

Особое направление в авторском кино Японии. Тесно связано с тремя режиссерами, но существует и за пределами Японии. Сого Исии с ранних лет находился под влиянием западной рок-музыки, однако, сам музыкантом не стал. От отправился в Токио, где выучился на режиссера и стал снимать фильмы, пропитанные панк-роком.
Шинья Цукамото не знал слова киберпанк, а просто снимал кино про трансформации. Его основная тема - город Токио и отношения человека и технологий.
Наиболее экстремальный и странный, далекий от технологий, японский киберпанк снимал режиссер Шодзина Фукуи. Вначале он работал вместе с с Шинья Цукамото в качестве ассистента режиссера в фильме “Тэцуо”, потом у Сого Исии. Играя в группе и любя кино, он снимал свои фильмы, которые отличались крайне тревожной атмосферой и шикокирующим содержанием. В интервью Шодзина рассказывал, что был под сильным впечатлением от "Бегущего по лезвию", тем не менее, между этим шедевром техно-нуара и его фильмами есть огромная разница.

Что посмотреть?:

  • Burst City
  • Death Powder
  • Tetsuo: The Iron Man - впоследствии повлиял на японский аниме-киберпанк.
  • Gerorisuto
  • Metal Days
  • 964 Pinocchio



Японский киберпанк





Люди, машины, звери, птицы и ящерицы, враги и друзья, кроты, и киты, и коты, и самозванные боги — словом, все зрячие создания уткнулись в свои кинескопы.
То есть была запущена программа моделирования любви.
Эта программа предназначалась для вторжения, она требовала непременного ответа и навязывала известного рода отношения.
Было совершенно ясно, с кем ОНА разговаривает и с кем вступает в связь. Это был компьютер цитадели недавнего противника — Братца Врэгги, и находился он в сибирской тундре.

Появился независимо от западного киберпанка и был чисто авторским жанром, поднимающим самые разные темы. С одной стороны авторы очень любили изучать природу человека. С другой - современные технологии не давали им покоя. В начале раздела вы могли прочитать ярчайший пример японского киберпанка - отрывок из романа "Психогинки" писательнцы Марико Охара, опубликованный в 1985 году.

Впервые появился вероятно в литературе, но широкой известности не получил. Зато манга и аниме стали известны на весь мир. Одно ясно - японский киберпанк это самостоятельный жанр, который совершенно не зависит от того, что творится с киберпанком западным. В нем можно проследить характерные зеркальные очки, важные для классического киберпанка, рок-музыку и героев-ярых антагонистов. Тем не менее, он все равно будет крайне разнообразным и не похожим на западный. Хотя часто, западная культура оставляет на нем сильный след.

Bubblegum Crisis явно вдохновлен западной рок-музыкой. Serial Experiments Lain - культурой, возникшей вокруг компьютеров, языка программирования Lisp, компьютерными играми и научными теориями. Mardock Scramble и Gits: Stand Alone Complex часто напоминают нуар и классику киберпанка. Но при этом есть и чисто японские произведения, такие как Chobits.

Японский киберпанк, неважно, литературный или анимационный это всегда необычное, яркое и запоминающееся видение будущего и наших дней, далеко не всегда основанное лишь на научно-техническом прогрессе. И именно это делает его уникальным и интересным. Причудливость, которую в научной фантастике увидел критик Гарднер Дозуа, ознаменовав тем самым начало становления киберпанка как явления, в японском киберпанке еще более странная, пугающая, чарующая и зачастую непонятная.

Японский киберпанк часто азиацентричен, строит сюжет не только на технической, но и психологической, а также практической стороне вопроса о будущем с крутыми технологиями.

Психопаспорт
Чобиты
Призрак в доспехах
Армитаж III
Кризис каждый день
Мегазона 23
Акира
Кибергород Эдо 808
Боевой ангел Алита
Эксперименты Лэйн
Охотник на ниндзя
Мэрдок Скрэмбл: Первое сжатие



Наупанк




И закончим мы наше знакомство с киберпанком на последнем в истории классическом жанре, созданном Брюсом Стерлингом в новом веке. У меня есть одноименная коллекция и в ней вы можете прочитать о жанре. Есть наупанк западный и японский, различия минимальные, но они есть.

Признаки: Истории из современного мира о конфликтах, возникших вокруг современных технологий, систем слежения, игр и гик-культуры. Не содержит мистики и фантастики, реалистичен.

Что почитать?:
  • Брюс Стерлинг "Зенитный Угол"
  • Уильям Гибсон "Страна призраков"
  • Нил Стивенсон "Вирус"

Что посмотреть?:
Ликорис Рикоил
Мастера Меча Онлайн: Альтернативная «Призрачная пуля»
Боевой программер Сирасэ
Он — сильнейший учитель!
Бтууум!
Записная книжка Бога




Зачем вообще разбираться в этом?




Ответ простой - чтобы найти для себя что-то интересное и качественное, а не перебиваться поп-культурным фастфудом, утопающим в розовом тумане дождливых городов. Киберпанк, если его реально читать в итоге выведет вас на качественную фантастику и литературу, о которой вы возможно никогда не слышали.

Понимание того, как устроен киберпанк поможет иначе посмотреть на многие известные тайтлы. Японский же киберпанк это хороший способ войти в мир азиатского андеграундного кино, низкобюджетных хорроров и малоизвестных жанров.

Киберпанк можно воспринимать по разному. Как попытку заработать больше денег, как настоящую борьбу за качество литературы и даже как ошибку. Но именно эта вариативность, неоднозначность и многогранность явления и вызывает интерес уже четвертое десятилетие подряд.

Гики всего мира спорят что является киберпанком, а что нет, ищут новых авторов, способных возродить жанр, создают топы лучших книг и игр, спорят о том, умер ли киберпанк вообще. И это правда интересно.

Я надеюсь что моя небольшая статья поможет вам найти что-то новое, лучше понять киберпанк и открыть для себя безумно большой мир фантастики с новой стороны.

Спасибо всем моим хоуми: Tormentor-у, assdasuwe, CyberAsuka88, XOR, AlienShooter, Пазу, Takina, Андрей, Катя

А вам спасибо за чтение!



Список использованной литературы и прочее:

Майкл Суэнвик "Постмодернизм в фантастике: руководство пользователя"
Брюс Стерлинг "Киберпанк в 90-х годах", "Bruce Sterling Rant-A-Thon, 2004"
Сборник "Зеркальные очки"
Сборник Уильям Гибсон "Сожжение хром"
Журнал Intezone #14 - "The New Science Fiction" manifesto by Vincent Omniaveritas
Личный блог Руди Рюкера
Льюис Гайнер - "Confessions of an Ex-Cyberpunk"
Paul Meehan - Tech-noir : the fusion of science fiction and film noir
Emily E. Auger - Tech-noir film : a theory of the development of popular genres
Beyond Blade Runner: Ten Sci-Fi Noir Films With Their Own Style
A Dark Future by Brian Raftery
Алексей Поляринов "Откуда взялся киберпанк: андроиды, провода и Пинчон"
連載「いつでもSF入門」vol.2 サイバーパンクとは何か?
Комментарии
Скрыть 44 комментария
Показать 44 комментария
Загрузить ещё 20 из 44 комментариев
Peer
Peer#
Да, психопаспорт это гуманитарщина и поэтому пост-киберпанк. Но, как я понял и для японского киберпанка из 80х такие темы были близки.
да как вы задолбали емае, никакой это не киберпанк и не был никогда им. не любая антиутопия это киберпанк
вот надо обязательно 50 статей на тему киберпанка выдать, даже не понимая до конца, что это за "жанр". еще бы в киберпанк вписали я хз фентези какое-то, это так же тупо, как психопаспорт причислять
>Киберпанк это про возможности и будущее.
:ololo:
то движение, которое сформировалось у группы фантастов, было вызвано желанием убрать идеалистическую и слишком позитивную фантастику (фашистскую, по их же словам), которая будущее отображала в положительном ключе. в киберпанке будущее - это реконструкция настоящего (на тот момент 70-80-90е +-), которая отражала актуальные на тот момент тенденции и проекции страхов относительно технологий и прогресса. киберпанк это скорее как сеттинг, в котором модель будущего отражает переработанную в будущее современность, но в негативном смысле, доведенная местами до абсурда, и натянутая еще на гонку за технологии с японией. поэтому этот "жанр" и умер. потому что это и не жанр вовсе, а временное явление в нф, которое выгорело, как только страх перед технологиями и разочарованность в старой нф пропала. хакеры, импланты и тд это фон. читай стерлинга внимательнее, можешь хоть пять раз перечитать. тогда мб дойдет, что киберпанк - это реконструкция настоящего, которая прошла через призму страхов относительно будущего. у тебя из контекста все вырвано и написано так, как ты это понял
киберпанк стал таким, как и современный нуарный детектив стал про конкретный исторический период. дань уважения старым авторам, оммаж, не более
но нужно читать внимательно. и если уж зашла тема о жанре, то твое субьективное мнение по поводу гитса в статье вообще не должно быть.
@Batrachomyomach, Там есть забавный робот и
спойлер
корпорация, что втемную использует клонов и скрывая это, нанимает наемников. Но клон устраивает побег и ему в этом помогает робот.
Весь сюжет основан на технологиях в мире будущего. Поведение героев нестандартное для них по назначению. Разве это не киберпанк?
не позорься ради бога. тебе куча людей в комментариях пишут что у тебя искаженное представление жанра. да и какой это жанр, это всегда сеттинг, жанром там будет драма или еще чет
Список тем и у фантастики и у киберпанка почти одинаков. Отличаются они лишь тем, что в киберпанке они необычно подаются/подаются вместе с контркультурой.
:hot2:
контркультура в нф не редкость. стругацкие тебе как пример )
>На мой взгляд, Moon нельзя отнести к чисто НФ из-за того, как подается сюжет. И робот и внешность наемников это прям что-то выходящее за рамки жанра, по крайней мере нужно быть очень изобретательным чтобы такое придумать.
нет разделения на фантастику и научную фантастику в том понимании, что фантастика для тупых, а научная для умных. фантастика это ВСЕ, что можно придумать, в том числе орки и драконы
фантастика - это Speculative fiction
научная фантастика - это science fiction
твердая научная фантастика - hard science fiction. фантастика сама по себе обозначает и хорроры, и фэнтези, и сверхъестественное (в общем, все, что вообще можно придумать и вообразить). а НАУЧНАЯ фантастика это уже та самая фантастика про нло, меху, роботов, технологии
и тд. твердая чуть поумнее и реалистичнее. Moon cамая что ни на есть нф, даже евангелион нф, даже гандамы нф.
приведу пример: Fate/ZeroСудьба/Начало - фантастика. какая именно разновидность? фэнтези. какое именно фэнтези? городское фэнтези. так это и работает
Moon нельзя отнести к чисто НФ из-за того, как подается сюжет.
нф будет все, что включает допущения на тему науки космоса или технологий. все. тут больше сказать нечего. как они показаны вообще пофиг, если они есть - значит нф
>Томас Пинчон - V и "Радуга тяготения"
>протокиберпанк
ну это даже не смешно. если кто-то вдохновлялся пинчоном в лсдшном наркобреду, то это не значит, что пинчон с ними в одной компании. просто источник вдохновения
И есть Moon, который обыгрывает тему трансгуманизма и научного прогресса с новой точки зрения, имея при этом забавный образ робота. И я вижу тут киберпанк
:lol:
у станислава лема есть книга "фантастика и футурология". советую почитать ее перед тем, как писать на шики статьи, не имея никаких знаний насчет темы и путаясь в том, что такое фантастика и научная фантастика
~TormentoR~
~TormentoR~#
@Peer,
было вызвано желанием убрать идеалистическую и слишком позитивную фантастику (фашистскую, по их же словам), которая будущее отображала в положительном ключе
ну не знаю, по-моему как-то слишком утрировано. мрачняка в фантастике и раньше хватало. не знаю, как по поводу конкретно самих технологий, но социальная составляющая переносилась на тему технологически развитого "звездного" будущего довольно часто в негативном окрасе. "К звездам" Гаррисона, "Зеркало - друг, зеркало - враг" Асприна, к примеру. да и "Дюна" Герберта не изобиловала позитивом. возможно, имелась ввиду какая-то определенная прослойка писателей, а не мировая фантастика того времени в целом?
не любая антиутопия это киберпанк
верно, не любая. но в "Психопаспорте" сам сеттинг вполне киберпанковский. твои же слова: "хакеры, импланты и тд это фон". а этот фон, как правило, идет в ногу с этим жанром. в том числе и у Стерлинга, хотя его "Схизматирица" во многом схожа с более ранней "звездной" фантастикой с тем лишь различием, что у него больше подробных описаний фантастических технологий будущего, местами даже гротескных. убираем механистов, фанатиков от генетики шейперов, массу описаний технологических примочек и антуражей, изобилующих терминологией, и у нас остается тема про противостояния политических сторон и социальных слоев, чего в обычной фантастике опять же хватало и раньше.
так что, получается, что сеттинг является неотъемлемой составляющей жанра.
да и какой это жанр, это всегда сеттинг, жанром там будет драма или еще чет
ага. помещаем драму в наши дни в будничный сюжет, и это будет просто драма. а в другой раз заставляем ученого чувака создать телепорт и телепортироваться вместе с мухой, скрестившись с ней генами, и получаем научную фантастику/хоррор/драму. и что, ты скажешь что это просто драма, а остальное сеттинг? вроде бы это всё - жанры. так же и с киберпанком. есть определенные черты, которые могут сделать из простой фантастики киберпанк, а какие там жанры будут через "слэш" рядом стоять - это другой вопрос.
искаженное представление жанра
ну, я вообще никогда не видел какого-то определенного правильного - не искаженного - мнения. у каждого какие-то свои домыслы. с твоими я тоже местами согласен, а местами нет. каждый выдирает удобные для себя черты, или просто валит все в одну кучу. так что я бы не был столь категоричен, заявляя что конкретно это мнение в корне неверно, а прав лишь ты, ведь ты лучше всех знаешь - где право, а где лево.
судя по вступительным абзацам, автор представляет нам конкретно ЕГО видение (одно из многих), которое тем не менее имеет под собой основу чуть больше, чем просмотр пары фильмов и аниме. а читатель волен сам выбирать, что из статьи ему принесло полезную информацию, а что нет. а вот твой пост - это агр ради агра, просто потому что твое мнение не сошлось с вышенаписаным.
читай стерлинга внимательнее, можешь хоть пять раз перечитать. тогда мб дойдет, что киберпанк - это реконструкция настоящего, которая прошла через призму страхов относительно будущего
лично для меня полезной информации эта часть комментария не принесла из-за отсутствия какой-либо имеющей под собой опору конкретики) ну, допустим, я читал Стерлинга, правда не пять раз. фраза "реконструкция настоящего, которая прошла через призму страхов относительно будущего" - слишком размывчатая, её к чему угодно можно применить. хочу примеров, какие именно страхи отражены и какие моменты или сюжетные линии эти страхи отражают)
rainfog
rainfog#
@~TormentoR~, Psycho-Pass это спекуляция на тему современных исследований и технологий, направленных на выявление преступлений. Всякий анализ цифрового следа, нетипичного поведения в общественных местах и т.д. Он есть во многих жанрах, просто конкретно в Psycho-Pass это фантастика. Не играет роли антиутопия это или нет. Решает лишь технический аспект. И конкретно в случае Psycho-Pass это можно назвать киберпанком.

Если бы он ссылки на источники скинул, было бы проще понять, о чем. А так - просто ком ниочем.
~TormentoR~
~TormentoR~#
@rainfog, ссылки - это было бы вообще замечательно. так нагляднее, и уже есть что обсудить
Peer
Peer#
@~TormentoR~,
"К звездам" Гаррисона, "Зеркало - друг, зеркало - враг" Асприна,
это не считается, речь шла о фантастике 40-60 годов. оптимистический этап в фантастике, который был вдохновлен верой в прогресс и развитие технологий на благо общества, а также поиском внеземной жизни и других галактик. пару исключений будет, но на то они и исключения, что отличаются от общего направления, которое присутствовало тогда в жанре. и не только в сша, но и в советской фантастике было так же. сначала вера в коммунизм, потом разочарованность и уклон в социальную фантастику
а не мировая фантастика того времени в целом?
именно мировая. но гаррисон тут плохой пример, слишком поздно. стерлинг как раз и говорил о фантастике, построенной на азимове, верне и тд
сам сеттинг вполне киберпанковский
обычная развитая антиутопия, расслоения общества там нет, просто копирка с рассказа дика про "злое тоталитарное государство". то, что там есть технологии и хакеры, не значит, что это киберпанк. киберпанк временное явление в фантастике, психопаспорт с ним связан почти никак
ага. помещаем драму в наши дни в будничный сюжет, и это будет просто драма.
какая разница, какие там декорации и антураж, если сюжетом и главной темой будет драма или условное противостояние общества. сеттинг и отличается от жанра тем, что сеттинг это картинки на фоне, это не определенные темы или вопросы в истории.
и что, ты скажешь что это просто драма, а остальное сеттинг?
ну да, для фантастики это не редкость. нф может выступать просто фоном, любой поджанр нф тоже фоном. поджанр зачастую и является сеттингом, на эту тему немало написано, в той же фантастике и футурологии
её к чему угодно можно применить
нет. гонка с японией и страх перед тем, что японцы были постоянными туристами настолько, что начали везде висеть японские вывески, это достаточно конкретное и временное явление, переходный этап в фантастике, который уже закончился по очевидным причинам
спекуляция на тему современных исследований и технологий
>современных
это тех которые сценарист у филипа дика один в один спер ?) причем даже не стеснялся, отсылки везде вставил, чтобы зритель точно понял, откуда это взято
Peer
Peer#
@~TormentoR~, фантастику и футурологию почитай, Лем там огромную книгу про жанр выдал, с источниками и всё такое
~TormentoR~
~TormentoR~#
@Peer, хм... в принципе, объяснила доступно. твою точку зрения я понял)
слушай, скажи честно, а есть ли смысл читать титаническую эпопею Лема, написаную полвека назад? ну кроме как из простого любопытства - полистать древний реликт, услышать мысли человека, жившего в те времена, про современную для него (но начисто устаревшую для меня) фантастику. по большому счету, я из написанного до 70-х годов вообще мало что читал, а увлечь меня смогло еще меньше. слишком наивно это сейчас читается в большинстве своем)
rainfog
rainfog#
@Peer, А можешь конкретно рассказать что и где? Если ты про "Особое мнение" то да, это практически переосмысление. Но, когда Дик это писал, не было шадоу банов в твитере, банов в гугле за "подозрительную активность", не было геймизации труда и не было систем личностных рейтингов. Мир был совсем другим. Поэтому, когда сегодня японец видит Psycho-Pass, он видит именно киберпанк, тема ему знакома и понятна, он не хочет такого развития событий.
Если бы он вышел на Западе, можно было бы поспорить, киберпанк это или нет. Но в случае аниме, это именно киберпанк. Потмоу что сюжет основан на продвинутой технологии.

Я не знаю, почему ты считаешь что киберпанк это сеттинг и т.д. и уж тем более я не пойму, откуда ты взял страх перед Японией. Из Cheap Truth и статей Стерлинга ничего подобного вынести нельзя. Остается интервью Гибсона разве что.
Peer
Peer#
@~TormentoR~,
читать титаническую эпопею Лема, написаную полвека назад
если бы фантастика существенно поменялась как жанр или прыгнула выше головы, то, думаю, смысла не было. но так как особо ничего не меняется и жанр чахнет (не считая всяких Энди Вейеров и Уоттса), то можно. книга и на данный момент актуальна... и видимо еще долго будет :cry:
слишком наивно это сейчас читается в большинстве своем
лем еще тогда хорошую твердую нф писал, стругацкие тоже, им вообще пятки целовать надо за некоторые их идеи
но в целом согласна, современная чуть легче читается, даже несмотря на местами говняные сюжеты

@rainfog, та особое мнение это полбеды, я уже плохо помню по сериям какие конкретно там повторяются истории, из книг помню "Команда корректировки", "Фостер, ты мёртв!", "Солнечная лотерея", "мечтают ли андроиды" точно кем-то из персов цитировалась, вроде макишима?,
"Пролейтесь, слёзы..."
Но, когда Дик это писал, не было шадоу банов в твитере, банов в гугле за "подозрительную активность", не было геймиза
когда дик это писал, над людьми цру ставили эксперименты и искусственно создавали секты, у дика на этой теме совсем кукуха ехала
это все же страшнее чем бан в гугле
ну а если серьезно, то все те "технологии" и "темы", затронутые в психопасе, были еще в голодных играх 2008 года. книга на минуточку вообще для подростков....... там тоже есть технология продвинутой слежки за людьми, че теперь киберпанк это? хай тек лоу лайф тоже на месте, но все же не киберпанк, как так
Мир был совсем другим.
антиутопиям лет больше, чем твоей прабабке. экстраполяция современной ситуации и общества на мир будущего, а не футуристические прогнозы относительно будущего - это вот именно часть антиутопий и отвалившихся от них киберпанка, который был ответом на то, что творилось тогда в обществе и среди фантастов :bored:
особенность киберпанка и антиутопий (но не всех антиутопий офк) заключается в том, что они современные и актуальные на тот момент тенденции пихают в будущее в нф реквизит.
можешь чекнуть Claeys G. Dystopia: A Natural History : A Study of Modern Despotism, Its Antecedents, and Its Literary Diffractions
не было систем личностных рейтингов.
их и щас нет
rainfog
rainfog#
@Peer, думаешь я помню? Я не фанат Psycho-Pass. Надо пересмотреть.
У тебя почему-то все обсуждение киберпанка сводится к антиутопиям, Лему и меинструму. Но искаженное представление почему-то у меня:lol:
Peer
Peer#
rainfog
rainfog#
Я иду в тишине
Я иду в тишине#
Чёт цуберпукувое обострение на сиках какое-то.
~TormentoR~
~TormentoR~#
@Peer, заинтриговала ты меня со своим Лемом) попозже почитаю.
у Стругацких, кстати, есть прямой последователь - Павел Шумилов. в его произведениях отчетливо видно торчащие уши Мира Полудня) тоже твердая нф, но на удивление легко и увлекательно читается. ну и учитывая, что начал он писать в конце 90-х, воспринимаются его фантазии иначе)
wololo
wololo#
@rainfog Вот блин, повелся на список фильмов и литературы, посмотрел Луну и никакого киберпанка там не увидел. По теме - НФ, стиль - НФ, да и крякает как научная фантастика. Кое-что из списка таки киберпанк, но теперь волнуюсь, что остальной список такого же качества.

Фраза "Киберпанк это все, что пишут киберпанки" вообще не может описать жанр, потому что рекурсивная. А если киберпанки захотят отвлечься и написать детскую сказку про поней это тоже будет киберпанк? Так что Стерлинг или ошибся или киберпанк сейчас означает другое.

Почему бы не сойтись на том, что киберпанк хотя бы должен быть про кибернетику? И что это не достаточное, но необходимое условие, чтобы всяких кибер Винни-Пухов сюда не загрести.
Окей, я бы даже еще пограничный момент описал. На пример Андроидов еще не достаточно, чтобы быть киберпанком, потому что в них все искусственное. Но если в синтетический мозг андроида записать личность человека - это может оказаться киберпанком.
rainfog
rainfog#
@wololo,
wololo2
Почему бы не сойтись на том, что киберпанк хотя бы должен быть про кибернетику?
Потому что это одна из множества тем. И часто в киберпанке ее просто нет. Даже у Гибсона, произведения которого стали основой для стереотипного представления о жанре, кибера часто нет. "Континуум Гернсбека" это что кибер? Нет, это футуризм и пародия. "Красная звезда, орбита зимы" - про космос. "Принадлежность" - вообще НЕХ. У других авторов еще хуже. "Пока людские голоса не разбудили нас" -биотехнологии, "Байки про Гудини" -вообще непонятно что. Это фельетон для Петросяна, это рассказ Семена Альтова, а не киберпанк. Это даже не фантастика. "Камень" - какая-то окологотика. То есть, киберпанк это что-то более широкое и разнообразное. Возможно, это принцип подхода к теме, а не сама тема.

посмотрел Луну и никакого киберпанка там не увидел
Ну можешь сказать что я дурак на букву м, но вообще, именно так киберпанк и должен выглядеть по первоначальной идее. По идеям Стерлинга, научная фантастика должна была создавать истории, которые бы отражали реалии современного мира. Технологически это тоже киберпанк. Мне кажется, если бы "Луна 2112" была аниме про девочку с дредами, никто бы не сомневался что это киберпанк.

Фраза "Киберпанк это все, что пишут киберпанки" вообще не может описать жанр, потому что рекурсивная. А если киберпанки захотят отвлечься и написать детскую сказку про поней это тоже будет киберпанк?
Да, будут.
Это фраза создателя киберпанка.
Другие киберпанки, например шесть остальных авторов "Зеркальных очков: антологии киберпанка" [Mirrors Hades: The Cyberрunk Antology], тоже заслужили этот
титул. Но именно на наших пяти надгробьях будет высечено: "КИБЕРПАНК". Публичные отречения бесполезны, пользы от них никакой. С этой точки зрения, "киберпанк" значит просто "все, что пишут киберпанки". А под это определение многое подпадает. Я всегда питал слабость к исторической фэнтези, в то время, как Шайнер пишет мэйнстримовские романы. Ширли пишет книги ужасов. А Рюкера в последний раз видели где-то внутри "Полой Земли". Как ни странно, Уильям Гибсон пишет юмористические новеллы. Но все это ничего не значит. Следовательно, "киберпанк" будет жив, пока не похоронен
последний из нас. Демографы предполагают, что это займет какое-то время.
Он не ошибся, просто для него судя по всему киберпанк вторичен, как термин. На первом месте факт того, что это фантастика.
wololo
wololo#
@rainfog, Окей, когда осилю список фильмов и литературы будет виднее. Но, все-таки, ты не думаешь, что киберпанк изменил своё значение? Просто расширился и центр сместился. Так же как и ксерокс у нас стал означать любую машинку для копирования документов, большинство, похоже, имеют в виду пост-киберпанк, когда говорят о киберпанке и лучше уже не поправлять.
rainfog
rainfog#
@wololo, Сегодняшний киберпанк это жанр, который напоминает мир трилогии Гибсона и фильм "Бегущий по лезвию". Но "киберпанк" который пытался создать Стерлинг был вообще иным. По идее он не ограничивался ничем, там были крайне полярные произведения. Просто так получилось, что успех киберпанка пришел с романом "Нейромант" вот и осталась в коллективной памяти такая метка - киберпанк это то, что похоже на "Нейромант" и "Бугущий по лезвию". Киберпанк скорее сузился и упор стал делаться на стереотипное представление, а не на сюжет и идею, как раньше. Это не делает жанр хуже, просто это немного иная фантастика.

имеют в виду пост-киберпанк, когда говорят о киберпанке и лучше уже не поправлять.
Да. Само по себе деление на пост-киберпанк и киберпанк часто не имеет смысла. У современных игр, аниме и фильмов могут быть признаки и того и другого, что парадокс. Cyberpunk 2077 не понятно к чему относить.
ManWithBox
ManWithBox#
Признаки киберпанка: довольно тяжело описать настоящий киберпанк
После таких слов всё нижеописанное автором статьи просто теряет смысл. :!:

Следует выделить два основных направления, которые есть смысл рассматривать с точки зрения медиаконтента - жанр как литературный и жанр как визуальный. По их происхождению. Киберпанк в литературе - это ни что иное как научная фантастика, сюда можно отнести любое произведение, где технологии уже являются причиной существования персонажей, сюжета и так далее. В визуале киберпанк в первую очередь создает иллюзию высокотехнологичного окружения, куда вписываются события, зачастую без объяснения необходимости этих технологий. Они просто существуют и персонажи с этим взаимодействуют, как в "Джонни-мнемонике", при этом в оригинальном рассказе Гибсона картина более целостная и отвечает на многие фундаментальные вопросы, которые в экранизации остались за кадром.
Вот у современных отечественных писателей тоже угадываются признаки киберпанка, например, у Александра Зорича в дилогии "Сезон оружия", где половина произведения - практически киберпанк, а вторая половина очень сильно напоминает исекай. (Да, Зорич(и) писал(и) исекай, похожий на САО, еще до того, как он стал мейнстримом, роман 1994 года.)
Очень часто киберпанком называют фантастику, где описывается биомеханический симбиоз человека и машины. Это является стереотипом, зачастую эксплуатируемым в медиасюжетах, например серия игр Quake.

Поэтому, действительно, сложно выделить киберпанк из научной фантастики в целом. И стоит их различать по сеттингу и величины влияния тех или иных культурных феноменов поколений.
Keiken
Keiken#
Если в двух словах:
Родился поджанр НФ, и пробыл в таком статусе несколько десятилетий. После этого, столкнувшись с реальностью, как и все "панки" перекочевал в категорию ретрофутуризма.
Из-за непонимания современными авторами этого нюанса они неудачно пытаются мимикрировать свои произведения под старый киберпанк и на выходе получают мягкую научную фантастику, а иногда рескин фентези. Очень мало кто понял в чём фокус и пишет про альтернативный 21 век.
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть