Комментарий #665099

Silicium°
Янка
Будешь светлым лучом, рождённым в тени, или тенью, родившей луч?
Википедия
Янка (Яна Станиславовна) Дягилева (4 сентября 1966, Новосибирск — вероятно 9 мая 1991, Новосибирский район, Новосибирская область, (24 года)) – рок-певица, поэтесса, автор песен, участница панк-рок-групп «Гражданская оборона», «Великие Октябри» и др. Одна из самых ярких представительниц сибирского андеграунда конца 1980-х годов.

Янка – человек широко известный в узких кругах. И в этих узких кругах, сказано и написано про неё очень много. По этому, в данной статье я планировал ограничиться лишь кратким пересказом её биографии и столь же краткой характеристикой творчества, уделив больше внимания ознакомлению читателя с самими её произведениями. С одной стороны, это было бы даже правильнее, ибо и сама Янка всегда придерживалась подобной позиции – крайне редко давала интервью («Те, кому это нужно, и так разберутся, кто я и зачем»), да и в личном общении с друзьями и родственниками, была довольно скрытной, когда дело касалось её личных проблем и переживаний. Лишь в своём творчестве, она позволяла себе раскрыться и излить душу. И, стало быть, вряд ли можно рассказать о ней лучше, чем это сделают её стихи и песни.
С другой стороны, по своему личному опыту, я знаю, что знакомство с Янкиной биографией, позволяет лучше понять и глубже прочувствовать её произведения. По этому, рекомендую к прочтению биографическую статью на посвящённом Янке сайте: yanka.lenin.ru/biography.htm
Статья эта довольно велика и перегружена подробностями, но зато позволяет сформировать довольно полное представление как о самой Янке, так и о поздне-советском рок-андеграудном мире, в котором она жила.
Здесь же, (поскольку, обойтись кратким описанием мне не удалось) я привожу сильно сокращённую (примерно в 3 раза – но, всё равно, довольно большую) версию той статьи. Частично информация прямо с копипасщена оттуда, а частично материал пересказан "своими словами". Основной же акцент я делаю не на описании концертов и альбомов Янки, а на том, что, как мне кажется, позволяет лучше понять её как личность. Этому посвящены первые четыре части – читать их следует разве что только из любопытства. Главной же является @пятая часть, где представлены образцы её творчества. В принципе, имеет смысл, начать с неё, а потом, если заинтересует эта тема, вернуться к первой части, или же, сразу читать большую статью.



Часть 1 Ранние годы и начало творческого пути.
спойлер
Википедия
Яна Дягилева родилась 4 сентября 1966 года в Новосибирске в семье инженеров Станислава Ивановича и Галины Дементьевны Дягилевых. Окончила среднюю школу № 42 (ныне — Гимназия № 1) города Новосибирска, также училась один год в музыкальной школе в классе фортепиано, однако забросила обучение. После появилось желание научиться игре на гитаре. Осваивала гитару в кружке при клубе Жиркомбината. Точные науки не любила, проявляла склонность к гуманитарным, в частности к литературе; хорошо писала сочинения. Много читала, среди её любимых авторов были Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Андрей Платонов. Уже в школьные годы писала стихи (не сохранились), пела и играла на гитаре, участвовала в школьной самодеятельности. В 1984 году поступила в Новосибирский институт инженеров водного транспорта. Была членом ансамбля политической песни «АМИГО». На втором курсе бросила институт

Очень важную, возможно определяющую, роль, в судьбе и творчестве Янки сыграли два человека – Александр Башлачёв (СашБаш) и Егор Летов.

К 1985 году, Янка, благодаря своей работе в АМИГО, имела уже некоторые знакомства в новосибирской рок-тусовке. В частности, была хорошо знакома с «рок-мамой» Ириной Летяевой, которая, на тот момент, координировала всю рокерскую деятельность в Новосибирске. На одном из организованных Ириной квартирников, Янка и познакомилась с СашБашем.
Александр с первой встречи произвел на нее сильное впечатление, оказавшее огромное влияние на дальнейший творческий путь Янки. С этого времени, по сути, и началась Янка такая, какой мы ее знаем.

В начале 1986-го года, Янка бросила учёбу в институте. Она постоянно тусила в рокерской среде и планировала выйти замуж за музыканта Дмитрия Митрохина, однако, их роман продлился не долго.
Янка была знакома и с Дмитрием Ревякиным («Калинов Мост»), даже стала соавтором текста одной из его песен.
К концу года после длительной болезни умирает от рака мать Янки. Хотя, о болезни знали, и итог был ожидаем, событие стало большим ударом для Яны, переносила она его долго и болезненно — мать Янка очень любила.

В феврале 1987-го года, в Новосибирск, на несколько дней, снова приехал СашБаш. Он дал несколько квартирников, был у Янки в гостях и, вместе с ней, посещал концерты местных групп. Вспоминают, что как раз в это время он находился в сильной депрессии, и Янка как-то помогала ему справиться с этим состоянием. С Янкой они дружили, общались, Саша дарил ей свои записи, черновики неисполненных песен.
Видимо, после всех этих встреч и началось становление Янки как автора. Она стала гораздо серьезнее относиться к своим стихам, некоторые из них оформила в качестве песен. Отец вспоминает, что тогда она начала подолгу сидеть в своей комнате, что-то записывая, сочиняя. После этой встречи Янка на время забросила подруг, тусовки, сильно переменилась — находилась в состоянии огромного потрясения.
Однако сколь-нибудь заметных параллелей между произведениями Янки и СашБаша не прослеживается.
Вообще, об истоках Янкиного творчества и о влияниях писали многие и немало. Сравнения с Дженис Джоплин, Джоан Баэз, Патти Смит, Мелани, ранней Бичевской уже набили оскомину, и, по сути, не отражают ничего. Не стоит на этом останавливаться. Разумеется, Янка была знакома с творчеством всех этих певиц; известно, например, что она очень любила Джоплин и часто пела в компаниях ее блюзы, носила значок с изображением. Но прямого влияния не заметно.

Бросив вуз, Янка так и не получила никакой специальности. На работу устраиваться тоже не имела желания. Можно предположить, что какое-то время работала уборщицей, о чем свидетельствует текст песни «Полкоролевства». Также один из музыкантов певицы Пелагеи вспоминает, что они с друзьями жили в частном доме под Новосибирском, а Янка подрабатывала у них стиркой белья. Но все это было эпизодически, надолго Янка нигде не задерживалась. «Мне не нужны деньги», — объясняла она. Рассказывают, что она часто отказывалась от платы за квартирники даже когда стала знаменитой. А тогда, в 80-е, Янка с Ирой Летяевой жили на сорок копеек в день, питаясь в городских столовых, где гарниры и салаты стоили пять копеек. Общение с энергичной, заводной Ирой сильно поддержало Янку в непростой период после смерти матери. В это время она часто находилась в плохом настроении, испытывала депрессию.

Постепенно Янка начала исполнять свои песни для публики. Происходило это в основном в Академгородке, в молодежном клубе, который организовала некая энтузиастка. И вскоре подруги убеждают Янку ехать «завоевывать столицу». В Москве Яна пробыла два месяца. Вернулась спокойная, повеселевшая, деловая. Друзья вспоминают, что именно эта первая поездка научила ее целеустремленности и дала ей силы и умение для дальнейшей работы.
@Часть 2
Ответы
Silicium°
Silicium°#
Часть 5.

За свою недолгую жизнь, Янка написала 29 песен и около 80 стихов.
Интервью, как я уже говорил, она почти никогда не давала, но сохранились некоторые отрывки бесед и записи с ответами на вопросы. Кроме того, были опубликованы некоторые из писем, написанных Янкой своим друзьям.
Ознакомится с этими материалами можно здесь: yanka.lenin.ru/direct-speech.htm

А я процитирую от туда несколько высказываний (мат заменён аналогами в фигурных скобках):
спойлер
Ужасно ненавижу знаков препинания и буду их опускать.
...А другая сторона облома заключается в том, что людям свойственно такое хорошее качество, как гибкость ума, благодаря которой можно за одни и те же, по сути (если отмести все словесные нагромождения), вещи превознести до небес и расстрелять с равным КПД. На то история и личный опыт. Так что если раньше всякие межчеловеческие обломы вызывали недоумение, депресняки, обиду, шок, то теперь просто серую грусть. И прихожу я к состоянию полной боевой готовности к любому ведру помоев на голову с балкона. Ну, пришла и ладно. А вообще все эти разборки и обиды — такая {ерунда}, до смешного противно. Делать надо дело — для себя, для Бога, для своих, что мы идентифицируем. А зла ни на кого не держу, всё зло от непонимания, а ещё большее зло от недопонимания, так что ума надо набираться и больше духовного ума, чем логики и аналитики. Бога надо вбирать в себя. Через снег босыми ногами, а не через разные личностные {распри}...
Я вообще не понимаю, как можно брать-давать какие-то интервью. Я же могу наврать — скажу одно, а через десять минут — совсем другое. А потом все будут все это читать. Ведь человек настоящий, только когда он совсем один, — когда он хоть с кем-то, он уже играет. Вот когда я болтаю со всеми, курю — разве это я? Я настоящая, только когда одна совсем или когда со сцены песни пою — даже это только как если, знаешь, когда самолетик летит, пунктирная линия получается, — от того, что есть на самом деле.

Стихи:
спойлер
Самые ранние, из достоверно известных Янкиных стихов датируются 1985 годом (ей тогда было 18 лет)
Я, на свой вкус, выбрал несколько стихотворений разных лет, и расположил их в хронологическом порядке, чтобы можно было отследить изменения:

1985
спойлер
Пропустите в мир, стаи волчьи!
Уступите путь, своры гончие!
Разойдись стена чёрной полночью –
Или дай мне стать лютой сволочью.
То ли зверем стать с серой шкурою.
То ли омутом с тиной бурою.
Голодать ли? Жрать?
Быть ли умною, быть ли дурою?
Может, на метлу – и до города,
Где мосты из камня и золота
Помереть ли там
Может, с холоду
Может, с голоду…

Порой умирают боги – и права нет больше верить
Порой заметает дороги. Крестом забивают двери
И сохнут ключи в пустыне, а взрыв сотрясает сушу,
Когда умирает богиня, когда оставляет души

Огонь пожирает стены и храмы становятся прахом
И движутся манекены, не ведая больше страха
Шагают полки по иконам бессмысленным ровным клином
Теперь больше верят погонам и ампулам с героином

Терновый венец завянет, всяк будет себе хозяин
Фольклором народным станет убивший Авеля Каин
Погаснет огонь в лампадках, умолкнут священные гимны
Не будет ни рая, ни ада, когда наши боги погибнут

Так иди и твори, что надо не бойся, никто не накажет
Теперь ничего не свято…

1986
спойлер
Нарисовали икону – и под дождём забыли
Очи святой мадонны струи воды размыли
Краска слезой струилась – то небеса рыдали
Люди под кровом укрылись – люди о том не знали
А небеса сердились, а небеса ругались
Бурею разразились…
Овцы толпой сбивались
Молнии в окна били, ветры срывали крыши
Псы под дверями выли, метались в амбарах мыши,
Жались к подолам дети, а старики крестились
Падали на колени, на образа молились…

Солнышко утром встало, люди из дома вышли
Тявкали псы устало, правили люди крыши
А в стороне, у порога клочья холста лежали
Люди забыли бога, люди плечами жали…

1987
спойлер
Будешь светлым лучом,
рождённым в тени,
Или тенью, родившей луч?
Будешь синим дождём,
упавшим на снег,
Или одной из туч?
Будешь твёрдым звеном
золотой цепи,
Или молотом, что куёт?
Будешь землёй далёкой тропы,
Или тем, кто по ней идёт?
Будешь пером в крыле у орла
или самим орлом?
Будешь каплей в кувшине вина,
или кувшина дном?

На дворе трава, на траве дрова
Два пустых ведра да в стене дыра
Дверная петля да мокрая земля.
На земле изба, на избе труба
Из трубы дымок, на дверях замок
У дверей песок, да прогнил порог
И травой зарос. У порога пес,
Да облезлый кот у косых ворот
У ворот вода, что течет туда,
где ни дворов, ни дров
ни котов, ни псов
ни стихов, ни слов...

В 1988 году, она, в основном, писала песни. Стихотворений мне известно только два, и они довольно странные и сложночитаемые. И в последующие годы, стихов было мало, и были они весьма абстрактными...

1989
спойлер
По свинцовому покою глубины моей
Нерастраченных страданий темно-синих дней
По шершавому бетону на коленях вниз
Разлететься, разогнаться - высота, карниз

Зацепившись отраженьем из зеркальных дыр
Окунуться в ожиданье нежилых квартир
Из-под темного покрова сизых облаков
Выползать на свет унылый мягких светлячков

Разобраться в колеснице долгого огня
Расстараться - отоспаться за стеною Дня
За чертою отлетевших просветленных душ
За глазами с пятками круга не нарушь

Не разбей стакан с последней пресною водой
Не пролей слезы нарочной над моей бедой
Не разглядывай пугливо непонятных птиц
Погляди на обнаженный блеск колесных спиц

Погляди, махни рукою, слабо улыбнись
Отойди, постой в сторонке, к лесу обернись
Забери с собою небо в крапинках утра
Заверни в свое дыханье - нам уже пора
Уходить за перелески проливным дождем
Оставляя за плечами беспокойный дом
Обрывать последний стебель красного цветка
Забывать о чистом звоне свежего глотка.

1990
спойлер
Тёмных деревьев перечёркнутых ночь фонарей завернувшись в жёлтые глаза
волчьи сбросив шелуху слов голой кожей кому ты нужен – перевороченный вскрик
Стекает шорох стеклянных тысяч бутылочек медленно ломок человек
перемолов улыбку днём налетевшую стежки лёгкие дорожки светлые
9.04.90

Кошка плавится на огне
Она умеет кричать
Человек в себе
умеет молчать
точка горечи немая
выступает
30.05.90

1991
спойлер
Солнышко моё прозрачное!
Уголь – Золушка
Разбуди меня в полночь
Дурачка бескозырного
Клён с бельевой верёвочкой
Ладонь самозванная
Поле в клеточку
Фигу в книжечку
Клён – барабан
Голый выстоит
Голос выкатит
«Было – не было» - небо выбило
Зиму выбрало ноябрём

конец января 1991

Песни - собственно, ради чего всё и было.
Некоторые из песен содержат нецензурные слова, по этому, все они будут представлены не встроенными видео, а ссылками на Ютуб.
Самой известной Янкиной песней, пожалуй является От большого ума - мне доводилось слышать её по радио, и те немногие, знающие Янку люди, что мне встречались, в первую очередь вспоминали именно её.
Ангедония - изначально я как-то не обратил особого внимания на эту песню, но сейчас считаю её, чуть ли не самой сильной и выразительной среди Янкиных произведений.
З.Ы. По поводу соляных столбов - гуглить жену Лота и думать, что бы это могло значить.
Особый Резон - единственная песня, на которую я видел AMV)

Столетний Дождь - Ногтями по стене скребет апрель, Как будто за стеной растут цветы, Как будто их увидеть с высоты...

Нюркина Песня - на самом деле, именно эта Янкина песня является самой известной, но не сама по себе, а в виде кавера. И, вероятно, не все знают, кто является её автором.
Обращают на себя внимание строчки:
Кто под форточкой сидит отгоняй
Ночью холод разогнался с Оби
Вспоминай почаще солнышко свое
То не ветер ветку клонит...

Река Иня (упоминалась в @четвёртой части), как раз является притоком Оби, в связи с чем, эти строки звучат, как будто Янка про себя их спела.
Впрочем, в её творчестве не раз встречались подобные темы - "В мутный омут буйной головой", "Святые пустые места - это в небо с моста" и всё такое...

На дороге пятак - одна из последних четырёх песен, что были написаны в 1990 году.
Выше ноги от земли - тоже 1990 года песня. Начинается
Ожидало поле ягоды,
Ожидало моpе погоды.
Рассыпалось человечеством -
Пpосыпалось одиночеством.
Незасеянная пашенка,
Недостpоенная башенка.
Только yзенькая досточка
Только беленькая косточка.
Незавязанная ленточка,
Недоношенная доченька.
Обвязала белой ниточкой,
Обмотала светлым волосом
И оставила до вpемени
Вместе с вымытыми окнами,
Вместе с выцвевшими кpасками,
Вместе с высохшими глазками,
С огоpодным гоpем лyковым,
С благоpодным pаем маковым,
Очень стpашно засыпать.
.

Придёт вода - Последняя песня Янки.

@Начало
Silicium°
Silicium°#
Часть 2. Летов.
спойлер
С Егором Летовым Янка встретилась впервые в апреле 1987-го года на Первом новосибирском рок-фестивале, проходившем в ДК Чкалова. Сразу после этого фестиваля, ставшего переломным в жизни Янки, она, вместе с другими музыкантами, едет в Омск, где знакомится с товарищами Егора по группе «Гражданская оборона» и другими омскими рокерами. Янке хватило недели, чтобы безоглядно влюбиться в Егора и остаться с ним на полтора года.
В начале лета Егор, был объявлен в розыск и подался в бега, дабы избежать принудительного психиатрического лечения. Все лето и осень этого года они с Янкой путешествовали по стране автостопом.
Летов
«Мы были в «бегах» до декабря 1987-го года, объездили всю страну, жили среди хиппи, пели песни на дорогах, питались, чем Бог послал, на базарах воровали продукты. Так что опыт бродячей жизни я поимел во всей красе. Где мы только ни жили — в подвалах, в заброшенных вагонах, на чердаках… »
Останавливаясь у друзей, в различных городах, они часто вместе выступали, играли квартирные концерты, вместе записывались.
В отличие скромной, не очень уверенной в себе Янки, Егор всегда считал, что любое творчество должно быть обнародовано, записывал бесчисленное количество альбомов и бутлегов, включая в них все, даже неудачные свои творения, бракованные дубли песен.
Егор пытается расшевелить и Янку, вытащить ее на публику, убеждает в необходимости петь свои песни людям.
Выступая на квартирниках, тусовках, Янка видит, что ее песни действительно находят живой отклик у слушателей, нравятся людям. Приходит уверенность в собственных силах. В период 1987—1988 годов Янкой написано больше всего из известных стихов и песен.

Впрочем, многие друзья и критики считают, что участие Янки в Егоровых альбомах не было равноправным: по сути, Янкина деятельность того периода ограничилась лишь незначительными вкраплениями в альбомы «Гражданской обороны».
Но гораздо сильнее проявилось неравноправие в том, что Летов диктовал Янке, как ей писать ее альбомы, — делал и записывал он их исключительно на свое разумение.
Трудно сказать, устраивало это именно Янку или нет, но в действительности Летов ей много дал, — вывел на сцену, помог обрести уверенность в себе, научил работать в студии. Жаль только, что она так и не успела почти ничего записать самостоятельно, уже обретя какой-то опыт, — все ее альбомы и многие концерты были сделаны с участием Егора или других участников «Обороны» и несут на себе печать этого звучания.

Некоторые друзья считают, что Летов был диктатором не только в творчестве, но и в быту, в семейной жизни. Мог устроить Янке скандал по любому поводу, или после концерта при всех ее отругать. Янка в глубине души не принимала многих летовских взглядов, с Егором они часто и горячо спорили о любви, милосердии, жалости. В то же время Янка всеми силами пыталась дотянуться до уровня своего избранника. Если Егор сказал, что песня плохая – Янка прислушивалась к его мнению и старалась оттачивать свои тексты и аранжировки в соответствии с представлениями Летова о музыке.

Осенью 1987 года, будучи в Ленинграде, Янка и Егор встречаются с Башлачёвым на его квартирнике (для Летова это была первая и последняя встреча с СашБашем). Концерт получился очень неудачным — СашБаш находился в депрессии, играл мало и неэнергично: спев несколько песен, оборвал выступление. Летов был разочарован увиденным — по рассказам Янки он ожидал чего-то невероятного, а увидел опустошенного, потухшего, погруженного в свои проблемы человека. Все это произвело на Яну очень гнетущее впечатление.
В ноябре 1987-го года, уже в Омске, началась работа над первым альбомом Янки.
В декабре Егор узнал, что розыск с него сняли, и он может вернуться домой.
Начались первые серьезные ссоры Янки с Егором.

В начале 1988-го года, опять-таки при содействии Летова, был создан проект «Великие октябри» (название было придумано самой Янкой в спешке и казалось потом не вполне удачным). Отец Яны все время очень удивлялся способности дочери «командовать» парнями. Но вообще в семье она была довольно скрытной, и о своей деятельности особо не рассказывала. Возможно, из скромности, возможно считала, что отцу это будет не интересно, возможно не хотела беспокоить его и огорчать какими-то неудачами и проблемами.
Скрытность, но нежность и доброта — вот, пожалуй, основные Янкины черты. Она очень любила животных, часто приносила в дом всякую живность, которая болела, сама лечила. «Вот если б можно было всем помочь!» — все время говорила Янка. Особенно любила котов, ласково их называя «котейка» (это слово часто встречается в поэзии как Янки, так и Егора, который тоже любил кошек).
Одевалась Янка просто и скромно, почти не пользовалась косметикой, была весьма непритязательна в быту. На наряды денег не было, да и не обращала Янка на одежду большого внимания. Зато обожала всякие хипповские штучки — бисерные и деревянные фенечки, кожаные шнурочки, хайратники, ксивники, сумочки — сама мастерила их, дарила друзьям. Прическа — всегда одна и та же: длинные распущенные волосы…
Практически все вспоминают Янку как человека чрезвычайно простого и приятного в общении, добрую, веселую и контактную девчонку, временами немного странную, но всеми любимую. Никакой заносчивости, или «звездной болезни», свойственной многим рокерам. Иногда Янка рвалась к людям, в компанию, иногда стремилась уединиться – все в зависимости от настроения. Тем не менее, она, как правило, была в центре внимания любой тусовки. В любом городе, куда бы она ни приезжала, тут же находились люди, наперебой предлагавшие ей ночлег, еду, всевозможную помощь. Янка никогда не вываливала на окружающих свои проблемы, не жаловалась. Все переживала в себе, и стандартным ответом на вопрос: «Как дела?» было: «Хорошо, нормально». Самое большее, что могла позволить себе даже с близкими друзьями — поделиться какими-то мелкими неприятностями, обидами. Наоборот, — всем помогала, поддерживала морально, умела найти нужные слова утешения для друзей.
Несмотря на открытость и простоту, по-настоящему близких людей в ее жизни было немного, — Янка очень разборчиво и придирчиво относилась к дружбе и к выбору тех, кто был рядом с нею.
Вспоминает один из новосибирских музыкантов Дмитрий Радкевич:
Лично я не воспринимал ее как женщину, для многих мужчин она была «своим парнем», но не больше. Янка ведь как женщина была абсолютно несексуальна. Одно время слишком полная и жутко неуклюжая, — ничего не могла удержать в руках. В ее перспективе семья и материнство не рассматривались. «Хлопотно», — говорила она. Янка вообще была лишена каких-то семейных установок. Например, она никогда не отмечала день рождения, поэтому никто из нас не знал этой даты.
Первая студийная Янкина акустическая запись — «Не положено» была сделана в Омске и относится к январю 1988-го года. К песням, написанным в Питере (после неудачной встречи с СашБашем), Янка добавила пару более старых и несколько новых. Из-за краткости альбом почти не распространялся или имел хождение в качестве дописок.

17-го февраля покончил с собой Александр Башлачев. Янка поехала на похороны, в Ленинград. С этой трагедии и началась полоса депрессии, сопровождавшая Янку до конца жизни. Будучи скрытной, Янка редко говорила о Саше и своем знакомстве с ним, разве что иногда, с самыми близкими друзьями. Но очевидно, что общение с ним оставило сильный след в ее душе, и гибель СашБаша она переживала очень долго и тяжело. Наверняка и перемены в ее творчестве были связаны с этим событием, от которого Янка так никогда полностью и не оправилась.

Первое публичное Янкино выступление вне родного города, на крупном мероприятии — на первом Фестивале альтернативной и леворадикальной музыки в Тюмени (июнь 1988 года). Выступление Янки разительно отличалось от других музыкантов. Если обычно появление группы сопровождалось выкриками и шумом, то когда на сцену выходила Янка, весь зал погружался в тишину, и только после песни звучали бурные овации. К сожалению, запись этого концерта не найдена.
Мнение очевидца:
Уральские баллады о тусовочной жизни современной девушки хиппи. С панк-роком ничего общего не имеет.
А вот характеристика Егора:
Баба-панк, к хиппизму отношения не имеет, чистый панк, агрессивный.
Этот фестиваль стал первым серьезным испытанием для Янки и подтверждением ее значимости в рок-жизни Сибири.

В течении лета и осени 1988, Янка с Егором постоянно путешествовали по стране, давали квартирники, иногда учувствовали в крупных концертах.
В начале ноября они попадают в Питер, где уже ждали известного по самописным альбомам Летова. Зрители получали в качестве приложения Янку, которая произвела на всех большое впечатление. В Москве — та же реакция:
От песен Янки веет безысходностью, но с ними почему-то легче безысходность эту преодолеть,
написала журналистка, Светлана Кошкарова.

В период с 1988-го по 1990-й годы Янка активно участвовала в проектах Егора. Кое-где она пела свои и чужие песни (каверы советских «Ничего не вижу», «Белый свет»), подыгрывала на металлофоне, подпевала Егору.
Но, между тем, между Янкой и Егором нарастали противоречия. И через полтора года совместной жизни они расстались.
Чтобы с ним жить, надо быть ему равным. Если ему уступаешь, он тебя сминает,
говорила Янка. Причину их размолвки Егор не рассказывал, а Яна постаралась как можно скорее забыть об этом периоде. Наверняка и Егор по-своему любил Янку. Но любви мешали постоянные соревнование и разногласия, как в творчестве, так и в отношении к жизни. Многие до сих пор продолжают обвинять Егора Летова в смерти Янки. Лишь ее близкие друзья утверждают обратное: они расстались задолго до ее смерти и с тех пор не очень много общались. Правда, почти до конца часто играли в совместных концертах. Иногда Янка обращалась к Егору, он помогал ей.
@Часть 1
@Часть 3
Silicium°
Silicium°#
З.Ы. @Причащайтесь, чуваки, кто не в клубе музыки.
А то ж я при дня пыхтел, зная, что вам пофиг)
Митари
Митари#
@Silicium, сразу тяжелой артиллерией! Хорошая статья.
Вот недавняя большая статья про Летова, может понравится: Егор Летов и его социальная база
Silicium°
Silicium°#
Ольга Арефьева и группа "Ковчег"
Какая там истина? - даже снег во тьме, белый и черный
одновременно...

Коллектив, к которому я отношусь довольно прохладно...
У них

1991 — Ковчег
1992 — Блюз-Ковчег
1993 — Аку-Аку
1994 — Концерт в клубе «Не бей копытом»
1994 — Акустик-Ковчег
1994 — Reggae-Ковчег. Концерт в клубе SEXTON FOZD
1995 — Батакакумба
1997 — Девочка-скерцо
1998 — Сторона От
1999 — Божия коровка
1999 — Колокольчики (записан в 1993—1994)
2000 — Регги левой ноги (записан в 1994—1999)
2001 — Анатомия
2002 — Первый официальный mp3-сборник (альбомы «Батакакумба», «Девочка скерцо», «Сторона От», «Колокольчики», «Регги левой ногги»)
2003 — Видеоантология (Два CD)
2004 — Письма бабочек (сборник записей 2002—2003)
2004 — Кон-Тики
2005 — Крутится-вертится
2006 — А и Б
2007 — Второй официальный mp3-сборник (альбомы «Божия коровка», «Анатомия», «Письма бабочек», «Кон-Тики» и «Крутится-вертится»)
2008 — Каллиграфия (CD + DVD)(сборник записей 2006—2008)
2010 — Авиатор
2011 — Снег
2012 — Хвоин
2013 — Театр
и, соответственно, много песен (около 400, только своих) но, среди них не часто встречаются такие, что моли бы мне понравится - процентов 10-15, наверное...
Но, зато, эти немногие действительно довольно хороши.
Одна из них, недавно засела у меня в голове, и по этому, сейчас я это пишу.

В общем-то, ребята эти очевидно очень талантливы (особенно Ольга), но, на мой взгляд, чего-то им не хватает... Ну, и просто, это не очень в моём вкусе. С другой стороны, они постоянно экспериментируют, работают в разных жанрах (рок, фолк, регги, бардовщина, народные песни...) и на последних альбомах, концентрация хороших (на мой вкус) песен, существенно возросла.

Собственно, самому мне о них рассказать особо нечего, так что, вот вам копипаста из Википедии:
спойлер
Ольга Арефьева родилась на Урале, в городе Верхняя Салда Свердловской области.

В 1983 году переехала в Свердловск. Поступила на физический факультет Уральского государственного университета, через два года выпросила в ректорате документы, поступила в Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского по классу эстрадного вокала, после чего оставила университет. Её учителем по вокалу был Валерий Борисович Гуревич — известный педагог, вырастивший многих учеников (в основном — оперных певцов), теперь поющих в лучших театрах по всему миру.

В 1987 году стала лауреатом всесоюзного конкурса «Юрмала-87». Кроме того, являлась дипломантом фестивалей авторской песни, участвовала в 1990 году в легендарном фестивале «Рок-Акустика» в Череповце. Была организатором первого рок-фестиваля акустики в Свердловске «Свердловск-акустика» в 1990 году.

С 1990 года живёт в Москве, где создала группу «Ковчег» (разные составы в разные годы носят названия «Акустик-Ковчег», «Блюз-Ковчег», «Рояль-Ковчег», «Регги-Ковчег» и «Шансон-Ковчег»), с которой много выступает и по сей день.
В 1995 году закончила институт им. Гнесиных по классу эстрадного вокала, где обучалась у Льва Валерьяновича Лещенко. В автобиографической книге он назвал её одной из самых достойных своих учениц.

С середины 90-х годов Ольгиными стихами заинтересовались толстые журналы. По итогам публикаций за 1998 год она получила литературную премию журнала «Знамя». В 1999 году по инициативе Алексея Дидурова как победитель конкурса поющих поэтов принята в Союз писателей Москвы.

С 2003 ведёт тренинг «Человеческая комедия», сферой интересов которого охвачены тело, голос, пение, речь, ритм, стихи, перфоманс, развитие способности к импровизации в любой области. В 2005 году создала перфоманс-группу «KALIMBA», чей одноимённый спектакль «Независимая газета» назвала «лучшим московским спектаклем современного танца уходящего сезона».

Практически весь свой творческий путь сотрудничает с виолончелистом и клавишником Петром Акимовым. Альянс Ольги с Петром имеет черты и музыкального дуэта, и театра, и клоунады. Оба музыканта подчеркивают, что встреча их судьбоносна, и каждый друг для друга — главный музыкально-сценический партнер в жизни. Петр играл во всех составах «Ковчега».

В сентябре 2007 вышла в свет книга Ольги Арефьевой «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной» (издательство «Livebook/Гаятри»), получившая литературную премию «Астрея» и вошедшая в лонг-лист премии «Большая книга». В сентябре 2008 в том же издательстве вышла книга Ольги Арефьевой «Одностишийа». Обе книги многократно переиздавались и допечатывались. В июне 2008 года вышел двойной альбом «Каллиграфия» с участием знаменитого бас-гитариста Тони Левина. В 2010, 2011, 2012 годах вышли номерные электрические — «Снег», «Авиатор», «Хвоин», которые группа выложила на сайт Круги, по схеме добровольных платежей.

Активный процесс студийной записи продолжается. Ольга Арефьева является автором более 400 песен. Многие из этих песен все ещё не записаны и не изданы.

Кроме концертной и гастрольной деятельности активно занимается своими хобби — современным танцем, визуальным театром, фотографией, созданием видеоклипов, ведёт тренинги по голосу и движению, жонглирует.
А вот их официальный сайт.

Самой известной их песней является "Дорога в рай", с альбома Батакакумба (1995 год). Это первый их студийный «электрический» альбом. Записан в стиле регги.
Песню эту я знал задолго до того, как узнал о существовании группы. Вероятно вы её тоже слышали.
Вот запись 1995 года:
youtube


А вот та песня, из-за которой и появился этот пост:
"Саван" с альбома Авиатор (2010 год)
youtube

Маленький словарик
Маленький словарик:
Саван - это одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают тело в гробу.

ПАЛ и СЕКАМ - различные форматы кодировки телевизионного сигнала - метафора несовместимости. (Возможно это отсылка к песне БГ "Бурлак")

Самой значимой, для меня, песней группы является "Еженедельник" с альбома Снег (2011 год). Во многом, именно существованием этой песни обусловлен мой интерес к данному коллективу.
youtube

Те, кто интересуется отечественной рок-музыкой, могли заметить, что в тексте содержится довольно много цитат из песен других групп. Ради интереса можно, конечно, их по выискивать, но вообще, совсем не в этом суть.

Интересная история получилась с песней "Смотри на этот свет". Начиная писать статью, я хотел указать на неё, как на вторую самую известную песню, после "Дороги в рай".
Дело в том, что я хорошо помню, как она встретилась мне, когда я стал плотно знакомится с творчеством группы - "А, ну вот эту песню я тоже знаю!" - подумалось мне тогда. И действительно, она была мне хорошо знакома. Однако, же в процессе написания, я обнаружил, что это песня с последнего, на данный момент, их альбома "Театр" (2013 год), который вышел совсем-совсем незадолго до того, как я узнал о группе. И слышать эту песню прежде, я просто не мог)
(Это третий такой случай, на моей памяти)
youtube

Словарик
Словарик:
Дэнс макабр - пляска смерти.

Очень поэтичная песня, опять же, с альбома Снег - "Не верьте мне". Мне, по началу, думалось даже, что это песня на стихи какой-нибудь Цветаевой, но нет - текст авторский.
youtube


А вот другая (возможно даже более типичная) сторона творчества группы - та, что мне гораздо менее по душе. Кстати, если вдруг кто-то дочитал досюда, то дайте мне знать) Но и здесь можно найти несколько более-менее неплохих (по крайней мере, интересных) песен.
Правда, с первой же из них, получается сложность...
Дело в том, что мне она известна, как песня "Площадь Ильича", но это самопородия и в таком виде, она существует только в одной концертной записи, которую, каким-то чудом, занесло на мой плеер. Найти её в интернете, мне удалось далеко не сразу.
В интернете же, широко распространён, в виде довольно симпатичного клипа, другой вариант этой песни - "Площадь Ногна" с альбома Регги левой ноги (2000 год). Мне он нравится меньше...
youtube


Вторая песня называется "Про фольгу" (альбом Девочка-скерцо, 1997 год)
youtube


Кстати, как вы возможно заметили, Ольга родом примерно из того же места и времени, что и героиня @моей предыдущей статьи.
И вот, мне тут попалось одна интересная запись:
Ольга Арефьева - песни Янки Дягилевой
youtube

"На чёрный день"
"От большого ума"
и "Особый резон"

Так же, вероятно, именно Янке посвящена песня "Андеграундный рай", которая датируется ещё 1993 годом, но в студийной записи появилась только на альбоме Снег (2011 год).
На счёт посвящения я точно не знаю - это лишь моё предположение.
youtube


Ну ни напоследок, раз уж осталось место для пары сотен символов, кину сюда ещё один клип. Мне вообще, как правило, не нравятся их клипы, но вот этот довольно таки ничего. И песня хорошая.
Ольга Арефьева и группа КОВЧЕГ, Асимметрия , альбом Авиатор (2010 год)
youtube
назад
Твой комментарий
Вернуться к редактированию
Предпросмотр
Скрыть